Уроки войны: как учились в непокоренной Ленинградской области

Тяжело на дистанционном обучении? Школьники 40-ых решали проблемы посерьезнее. Несмотря на голод, близость фронта и, порой, нехватку самого элементарного, в Великую Отечественную школы на незахваченной врагом территории Ленобласти продолжали работать.

После Победы выпускники школ восстанавливали страну. Корреспондент ЛенТВ24 Виталий Зуев узнал, где учились самые стойкие, и как керосин влиял на оценки.


Тяготы блокадной жизни разделили вместе с мегаполисом и 4 района области - часть нынешнего Ломоносовского и вовсе получала продукты из самого Ленинграда.
И тем не менее, даже в двойном кольце блокады продолжали работать школы. В самом городе таких было 39. Правда, главные воспоминания учеников: бомбежки и голод.


Давали такую бурду, можно сказать, горох и воду, и еще мальчишки стояли и еще дразнили нас : плюнули мы туда, да сопли там бросили, да все такое, чтобы мы только оставили им кушать.

 Тамара Киблик, в 1941-42 гг. ученица 4 класса, г. Ленинград


Тамара Ивановна проучилась в блокаде год - в четвертом классе. Затем ее эвакуировали.

Относительно новая школа в поселке Лебяжье построена на месте старого деревянного здания, в котором уроки проходили в военные годы.


Многие школы на территориях районов , что также прослеживается в протоколах, размещались либо в чьих-то домах жилых, либо просто в сараях. Парт не хватало, учебников не хватало, но учебный процесс продолжался. 

Юлия Крипатова, директор Ленинградского областного государственного архива


Здания самих школ занимали военные, беженцы, госпитали. Похожая ситуация была и в Токсово. При этом уже в 1942 году директор местной школы просит открыть параллельный первый класс -учеников так много, что за парту садятся по трое-четверо.

На Ораниенбаумском плацдарме в первый военный год к обучению приступили 700 местных учеников и больше сотни эвакуированных.

Валентина Григорьевна в первый класс пошла в 1945, но помнит, как училась в войну ее тетя.


В восьмой класс она ходила в школу в Бронке и, наверное, недолго в Ломоносове, в парковую школу, та которая, располагается в Картинном доме, в девятом классе они перешли уже в лебяжинскую школу.

Валентина Кукушкина, жительница поселка Лебяжье


На успеваемость влияла, например, нехватка керосина — для освещения. В темное время часто невозможно было проводить занятия. Но главная проблема это, конечно, голод: школам помогали и колхозы, и военные, а снабжение все равно оставалось очень скудным, причем не только в самих блокадных районах, такое, судя по документам, случалось и в Волховском.

К весне 1942 на Ораниенбаумском плацдарме, благодаря местным рыбакам, умудрились даже открыть своего рода 2 санатория.


Тяжелобольных матросов с передовой, которые уже опухали и не могли ходить, и детей, потерявших возможность двигаться, за 11 дней их откармливали рыбой и отпаивали настоем хвои сосны, возвращали к жизни. 

Александр Сенотрусов, председатель военно-исторического общества "Форт "Красная Горка"


Но школьники Ленинградской области работали и сами - выращивали овощи на колхозных полях, заменив своих старших родственников. Дети затем получили медали "За оборону Ленинграда".


Например, мальчик Анатолий, ему 10 лет всего лишь, и написано, что он работал в колхозе и вместе с колхозниками часто выполнял непосильную работу на лошади. Самое интересное, что в отчете зачеркнуто слово "непосильная", потому что нельзя было сильно подчеркивать.

Он подвозил воду, сам доставал воду ведрами и добросовестно относился к своей работе.

Юлия Крипатова, директор Ленинградского областного государственного архива


Недетские испытания старались как могли сократить: постепенно эвакуировали школьников из самых опасных мест. К концу 1943 на плацдарме осталась лишь пятая их часть. Для 70 учеников продолжала работать школа в Картинном доме в Ораниенбауме. Школы вернулись к нормальной работе, когда фронт ушел дальше на запад.