В театре Комиссаржевской показали спектакль «Дуэль» по повести Антона Чехова
Первая премьера года. История о нескончаемом поединке, где режиссеру спектакля и актерам удалось нащупать куда более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности.
Корреспондент Евгения Булатова побывала на премьере и готова поделиться своими впечатлениями.
Из чеховского произведения режиссер Леонид Алимов не вычеркнул ни слова. Это принципиальная позиция автора постановки. Однако классический текст оказался современным. И проблемы, которые решают герои, актуальны и в наши дни.
Те важнейшие мысли о вере, как о чуде и спасении, на фоне всеобщей агрессии и дуэль как метафора войны всех со всеми, очень нашему времени отвечает.
Леонид Алимов, главный режиссер тетра им. Комиссаржевской
Действие происходит на Кавказе. Главный герой, молодой мужчина, инфантильный и рефлексирующий Иван Лаевский. Несколько лет назад он вместе с возлюбленной, но чужой женой, бежал из Петербурга от ее мужа, от дурных языков и сплетен, но любовь прошла. Он мечтает расстаться с женщиной. Да и доверия в паре уже нет. Надежда Федоровна от скуки начинает ходить на свидания с другими ухажерами.
Я всегда оправдываю всех героинь, которых играю, потому что убеждена, что не бывает плохих или однозначно хороших. У нас у каждого есть мотивация для действий. Но никогда невозможно дать однозначного ответа. Все что она делает, творит, есть оправдания и внутренние мотивации.
Кристина Кузьмина, исполнительница роли Надежды Федоровны. Актриса театра им. Комиссаржевской
Противоположность Лаевскому - прагматик и моралист, зоолог Николай Фон-Корен презирает Ивана Андреевича. Они яркие представители разных идеологий. Апофеозом и переломной эмоциональной точкой становится их дуэль. Но все в этой истории неоднозначно.
В этом прелесть Чехова, у него нет чёрных и белых. Это всегда многогранные и глубокие персонажи, которые нельзя назвать хороший или плохой. Как в каждом человеке есть и хорошие, и плохие черты, что-то у каждого более выделяется или менее. Здесь Чехов как врач, наверное, каждый раз препарирует характеры и выдаёт на суд зрителя.
Александр Макин, исполнитель роли Фон-Корена Артист театра им. Комиссаржевской
Декорации, освещение и одежда героев передают атмосферу морского курорта и безмятежности. Но душевные терзания и неопределенность мешают им наслаждаться жизнью.
Украшение спектакля: национальные танцы, которые специально прорабатывались под актеров.
Много не номеров, а переходы, в разных сценах танцевальные движения, танцевальные па. Поэтому спектакль насыщен пластикой.
Римма Саркисян, хореограф
За сложностью и многослойностью произведения постановщик Леонид Алимов увидел главным персонажем дьякона Победова. А его непоколебимая вера в чудо и доброе сердце – источник спасения для всех. Впрочем, режиссер спектакля дает право зрителю самому решать, о чем хотел рассказать классик.