"Последствия мы ощутим": Сергей Бебенин о запрете псевдобаров в жилых домах
13 июля, 18:41

"Последствия мы ощутим": Сергей Бебенин о запрете псевдобаров в жилых домах

Председатель Законодательного собрания Ленинградской области рассказал ЛенТВ24 о закрытии "наливаек" в многоквартирных домах.

На прошлой неделе закончилась весенняя сессия Законодательного собрания Ленинградской области. Она запомнится многим благодаря резонансному закону о запрете так называемых "наливаек" в многоквартирных домах. О том, как принималось это решение, кто встал стеной за такие точки общепита, а также какие идеи областных парламентариев использовали при разработке поправок в Конституцию и других федеральных законов, в прямом эфире 13 июля обсудили главный редактор телеканала ЛенТВ24 Олег Черных и председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин.

Разговор с Сергеем Бебениным с 14.35.


Олег Черных: Сергей Михайлович, добрый день. Спасибо, что пришли, я хотел начать с вопроса о том, как вы оцениваете восемь прошедших лет работы ЗакСа. Но не могу не спросить о том самом законе, над которым депутаты рубились последнее время. Это закон о так называемых "наливайках" в многоквартирных домах Ленинградской области. Не секрет, что было очень много его противников. Как вы принимали этот закон и насколько он может навредить или не навредить малому бизнесу?

Сергей Бебенин: Сама проблема "наливаек" существует достаточно давно, причем не только в Ленинградской области. Она звучала по всей России. Началось все это четыре года назад. У меня в округе, и в Лодейном Поле, и в Подпорожье, в местах, где круглые сутки реализовывался алкоголь, всегда возникал конфликт, причем не всегда только в многоквартирных домах. Потому что не было такого узаконенного регламента, порядка работы этих заведений. И понятно, что под видом этого бизнеса процветала возможность реализовать алкоголь любого качества, это мог делать кто захочет и в любое время суток. Органы внутренних дел, получая жалобы от жителей, приезжали в такие точки, но у нас достаточно в этом плане либеральное законодательство - было трудно предъявить фактуру, которая могла бы там вылиться в административное наказание, до суда довести. Поэтому в связи с тем, что это - проблема всей Российской Федерации и было предложено разработать в конце концов законопроект, который во всяком случае установил бы рамки регламента для работы, а в данном случае - для продажи алкогольных напитков. Были приняты предложения о площади, об ограничении квадратных метров.

Олег Черных: Не секрет, что этот законопроект по всей России начала инициировать партия "Единая Россия". Сергей Михайлович, я напомню нашим зрителям, что вы являетесь и секретарем регионального политсовета этой партии.

Сергей Бебенин: Да, это так. У нас есть федеральное решение президиума политсовета нашей партии, где рекомендовано было взять эту проблему к изучению, реализовать ее решение с учетом мнения людей. Противники законопроекта как аргументы подавали то, что этот документ нанесет ущерб определенному малому бизнесу, снизит налоговые платежи. Но знаете, когда положишь на весы плюсы и минусы, то, во-первых, это не такие большие потери, если взять в абсолютных цифрах. Во-вторых, потенциальный выигрыш - это спокойствие жителей, это комфортное проживание людей в многоквартирных домах. Еще раз повторю, купить алкоголь мог любой. Если же недобросовестный продавец, то там и суррогат, и самогон, и любые другие заменители алкоголя. Конечно, были и противники законопроекта, но здравый смысл возобладал. Думаю, что мы ощутим положительные последствия, в том числе в самочувствии наших жителей, нашей молодежи.

Олег Черных: Могу сказать, что наши зрители благодарны вам за принятие этого закона.

Сергей Бебенин: Спасибо!

Олег Черных: Вернемся к вашей профессиональной деятельности. Когда восемь лет назад вы приходили на должность председателя Законодательного собрания, вы сказали, что ваша главная задача – объединить парламент, дать возможность парламентариям, несмотря на их партийные или любые другие убеждения высказываться и предоставить площадку всем. На ваш взгляд, удалось?

Сергей Бебенин: Я считаю, что региональный уровень парламента – это такой вид работы, который политическую составляющую практически, ну, не исключает, конечно, но она не является определяющей. Наше законотворчество и региональное, и муниципальное направлено на то, чтобы в Ленинградской области были выстроены наиболее комфортные условия для жизни жителей, для бизнеса, для экономки, для перспектив развития. Поэтому все, что мы в парламенте обсуждаем, это больше вопросы общие - они системны для нашей Ленинградской области. Любой, кто пытается их решить, может только предложить свое решение. Но все равно мы ограничены доходами бюджета, а также возможностями, количеством жителей, которые эту услугу от нас ожидают и требуют. Поэтому у нас в парламенте может высказываться любой, с любыми, как у Высоцкого было, пусть и безумными идеями. В конце концов здравый смысл возобладает, в конце концов получается результат, который для нас наиболее оптимальный: по нашим возможностям, по своему эффекту.

У нас четыре фракции в парламенте, они все выступают, иногда даже с перебором, потому что все-таки депутат – это понятно, что человек, который работает языком, но иногда это работает против депутата. Когда видно, что он пришел сюда не для того, чтобы решить проблему, а для того, чтобы себя показать.

Олег Черных: Вот как раз об этике. Я очень часто видел, как вы даете возможность высказываться абсолютно на любую тему, никогда не прерываете, люди говорят иногда то, что не очень укладывается в рамки здравого смысла. Но тем не менее вы даете это делать. Как удается соблюсти баланс?

Сергей Бебенин: Нашему парламенту, как и российскому парламенту уже 25 лет. Те, кто закладывал новые основы парламентаризма постсоветской системы управления, они создали такие основополагающие документы. У нас это Устав Ленинградской области, для нашего регионального законодательного собрания – это Закон о депутатской деятельности, это регламент нашей работы, и там в течение в течение первых пяти лет оттачивалась схема работы, чтобы любой имел право высказать свое мнение, но при этом не злоупотреблял своим правом в ущерб своим товарищам. Поэтому все жестко регламентировано и председателю нужно регламенту следовать. Не должно быть любимчиков, отверженных каких-то. Я второй созыв возглавляю и коллеги уже убедились, что я никому не препятствую в рамках наших договоренностей делать то, что должен делать депутат. И, конечно, жестко пресекаю все вещи, которые идут в нарушение. Но, по моему мнению, обиженных нет, и все наоборот понимают, что я стараюсь соблюсти права всех депутатов.

Олег Черных: Как выстраивается работа с исполнительной властью. Есть ли какие-то проблемы?

Сергей Бебенин: У меня опыт работы с двумя губернаторами. Наиболее такой тесный контакт с 2012 года, как пришел к нам Александр Дрозденко. Он тогда был избран парламентом первый раз по старой схеме. И мы сразу договорились о сотрудничестве, потому что не может быть у двух ветвей власти разных целей. Цель одинаковая у нас. И мы как здравые люди понимаем, что в рамках наших возможностей исполнительной и законодательной власти, мы должны создать такую схему работы, чтобы она давала наибольший эффект. У нас очень много дискутируется вопросов, но мы поддерживаем нашего губернатора в том, что он старается максимально использовать наши возможности для развития экономики, потому что это - наш базовый путь развития. Есть развитая экономика, есть налоги, есть доходы, есть места работы нашим жителям и это наши возможности в решении социальных вопросов. Потому что здесь очень важно соблюсти баланс: мы должны вложить деньги в развитие экономики, но с другой стороны - мы должны максимально выровнять условия и стандарты, как назвал их губернатор, проживания людей на территории Ленинградской области. Это дороги, здравоохранение, образование, садики, благоустройство. Я думаю, нам это удается.

Олег Черных: Тогда попутный вопрос: "Как родилась идея социальных стандартов у губернатора?". По всей видимости, это произошло в момент, когда шел этот ковидный период. Как вы к этой идее относитесь?

Сергей Бебенин: Ну, во-первых, это родилось не тогда, когда шел ковидный период. Мы с губернатором раз в год присутствуем на послании президента к нашему Федеральному собранию, где президент высказывает стратегическое видение развития всего нашего хозяйственного механизма, политики и экономики. И мы не раз мы не раз были свидетелями, что на территории Ленинградской области начинали реализовываться те идеи, которые президент высказывал позже. Например, мы первые начали реновацию школ, о ней потом сказал президент. Мы первые создали Социальный кодекс, который после как документ основополагающий был рекомендован остальным регионам. И Совет Европы, кстати, рекомендовал наш кодекс как документ, который заслуживает внимания, который решает вопросы справедливого распределения государственной помощи людям. Поэтому многие вещи - это то, что у нас реализовывается благодаря тому, что у нас очень хорошая команда исполнителей стоит во главе. Губернатор очень сам переживает за все, что у нас происходит и является своего рода генератором. Мы сегодня выстроились в такую команду, когда любые новшества, любые ноу-хау, они обязательно обыгрываются в каком-то узком кругу со специалистами, экспертами. И потом получают законодательное оформление, например, какой-то нормативный акт. Поэтому могу сказать, что мне даже легче стало ориентироваться в наших вопросах социальной помощи, очень важно еще, что мы часть своего бюджета пускаем, у нас возможности такие появились, на эти цели. Наш бюджет с 2012 года вырос где-то в два с половиной раза. Это деньги все, которые идут в Ленинградскую область, поэтому есть дополнительные рычаги и возможности, для того чтобы добиваться главного.

Олег Черных: Помимо вашей работы в ЗакСе, вы еще и работаете в Федеральном Собрании, вы состоите в нескольких комиссиях. Недавно вы принимали участие в работе комиссии, которая готовила поправки в Конституцию. Скажите, удается ли соблюсти некий баланс сил, ведь у вас же еще есть и ваш избирательный округ – Лодейное Поле, Подпорожье. Вот насколько вы в курсе того, что там происходит?

Сергей Бебенин: В совете законодателей я возглавляю комиссию по экономике. Это очень важный такой инструмент появился - уже семь лет. Инициаторами его были Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко. Кроме этого, я был приглашен в состав рабочей группы по поправкам. Мы определяли целесообразность предложений, поступающих со всей России, а юристы придавали юридическую форму. И потом в конце концов на заседании нашей рабочей группы с президентом мы обсуждали, что пойдет в Конституцию, что мы одобряем  - это пойдет через Госдуму и Совет Федерации, а что оставить на потом.

Олег Черных: Что туда не вошло? Какие инициативы?

Сергей Бебенин: Знаете, мы с деканом юрфака СПбГУ Сергеем Беловым были сопредседателями в группе, которая занималась вопросами муниципального самоуправления, вопросами самоуправления, муниципальной власти. И у нас было больше тысячи тех предложений, которые заслуживали того, чтобы их рассматривали. <…> После одобрения на голосовании работа рабочей группы по поправкам тоже не заканчивается, потому что все поправки в Конституцию, а точнее большая их часть требует оформления и детального юридического толкования, практического. То есть это - законы. Федеральные законы, конституционные законы. <…> Сейчас появилась необходимость, те поправки, которые в Конституцию вошли, реализовать. Реализовать их в виде нормативных актов, которые будут обязательны для исполнения, но уже детального – правительством, исполнительной властью, всеми, кто причастен к исполнению наших законов федеральных, региональных. Было в том числе и принято решение, что все, что не попало в поправки, посмотреть сейчас, чтобы оформить или корректировкой федеральных законов, или может быть региональных. Но системные поправки они, конечно же, все идут с федерального уровня. Мы уже смотрим, как на нашей территории этот закон работает, здесь нам дано право вносить через региональные законы изменения, которые этому закону позволяют более эффективно работать именно в Ленинградской области. С учетом наших экономических возможностей возникает много нюансов. <…>

У нас был Совет законодателей на прошлой неделе, где мы договорились, что создаем рабочие группы, чтобы все то, что в Конституции есть, реализовать в виде законов. И все то, что не вошло в Конституцию максимально проработать для того, чтобы внести изменения в федеральные законы или региональные, где это будет целесообразнее. Поэтому эта работа, как сказать, только начинается. Добавлю, очень важно, президент предлагал в свое время такую государственную программу развития местного самоуправления разработать до 2030 года. Эта идея осталась. Я думаю, что сейчас она как раз в рамках этой работы будет реализована. И для нас, понимающих, что муниципальная власть – это очень важное звено, самое близкое к людям, важно довести это до того, чтобы наша муниципальная власть была самодостаточной и могла решать то, что от нее жители требуют. Как и региональная. 

Олег Черных: Будем встраивать муниципалов в публичную власть?

Сергей Бебенин: Обязательно.

Олег Черных: А встроится? На ваш взгляд.

Сергей Бебенин: Думаю, что да, потому что мы же не просто так работали, когда рассматривали все эти предложения по поправкам в Конституцию. Я приезжал сюда, Сергей Александрович тоже, чтобы советоваться и с исполнительной властью, нашим губернатором, отраслевыми комитетами, и, конечно, с муниципалитетами. Мы-то беды своей муниципальной власти знаем. С учетом того, что я работал, как говорят, при старом режиме и теперь вот при новом, поэтому я знаю все плюсы и минусы. И понимаю, что очень многое есть из того опыта, который неплохо было бы внедрить сюда, в нашу новую систему самоуправления. Я думаю, что только польза была бы от этого.

Олег Черных: Вернемся к муниципальным проблемам, к вашему округу – Подпорожье, Лодейное поле. Спрошу еще раз: хватает времени на все или все-таки нет? Насколько вы сейчас погружены в эти проблемы?

Сергей Бебенин: Во-первых, я депутат с 2007 года. Поэтому я уже нашел алгоритм работы, нашел людей, которые мне помогают. <…> Должность председателя ЗакСа, с одной стороны, для округа - это плюс, потому что у меня все-таки есть возможность напрямую работать с проблемами района, с правительством. Какие-то инициировать поправки в муниципальное и региональное законодательство. Но, с другой стороны, конечно, работа, которую никому не передашь, она требует присутствия здесь. Протоколы губернатора тоже жесткие достаточно. И есть обязательные мероприятия в нашем графике, которые я должен посещать. Поэтому я пошел по пути того, что, во-первых, я с 1977 года в Подпорожье, из-за чего у меня есть там большой класс помощников, да и не только помощников -  знакомых, я могу позвонить любому. Тогда мне скажут, если есть проблема, как она на самом деле выглядит, в глазах местного населения, как они оценивают то, что мы пытаемся решить, каким путем и способом, каков результат. Поэтому в этом плане мне работать достаточно комфортно. Я в теме абсолютно всех проблем своей территории. То, что мы там сделали – это уже внушительный перечень – у нас в каждом районе Ленинградской области за последние пять-десять лет сделано столько, сколько за двадцать лет предыдущих не сделали. Но люди видят, что раз работа идет, раз решаются вопросы, то они ставят новые и новые задачи. Может быть они иногда не ко времени, возможностей на это сегодня нет. Но важно об этом сказать. Да – это проблема, да – ее необходимо решать, но возможности наши таковы. Лучше будем работать, быстрее ее решим. А лучше – это значит привлечение инвестиций в Ленинградскую область, зарабатывание своих денег, определение приоритетов с помощью людей, что они хотят в первую очередь.

Олег Черных: Подпорожье, если говорить о школе №4. Так реновация или все-таки строительство новой?

Сергей Бебенин: Я думаю, что назовем мы это реновацией. Хотя, естественно, там школа такая, что может быть лучше бы ее было снести. Проект есть, я думаю, что мы подождем год, в этом году не получилось, не было возможности, но в следующем году, думаю, мы начнем работы. Подпорожье и Лодейное Поле? У нас школы там есть, просто проблема, что они старые. Программы реновации эту проблему решила. Мы четвертую школу сделаем - не будет проблем со школами в Подпорожском районе вообще. С садиками уже нет. Точно также Лодейнопольский: школа №68 – это реконструкция, это бывшая школа железнодорожников. Там одна из неувязок нашего законодательства, что приходит подрядчик, возникают проблемы проекта, который некачественный, дополнительные затраты на экспертизу, на корректировку сметы. И, к сожалению, это есть. Идет процесс более качественного оформления всех документов, начиная с проекта и экспертизы. То есть должны быть такие организации, которые подписав контракт не срывают сроки, соблюдают качество и не будут требовать ежедневного присмотра, чтобы не ходил за ними надзиратель с палкой.

В Лодейном Поле будем поликлинику детскую делать, садики начали делать в Шамокши. Там еще нужно делать Доможирово реновацию садика, в Подпорожье тоже программа есть. По-крупному я могу сказать, что за пару тройку лет мы все, что связано с образованием и с медициной здесь, на северо-востоке, наверное, практически решим. Останется поддержка текущего состояния. В Подпорожье тоже больницу ремонтируют. Поэтому мне кажется, что есть динамика. Мы все хотим, чтобы быстрее все делалось.

Олег Черных: Мост ТГК-1, смогут ли люди ездить по этому мосту, пока строится новая переправа.

Сергей Бебенин: Мы очень долго, лет пять говорили с федералами на предмет включения этого моста в программу. И в конце концов в прошлом году этот вопрос был решен - в этом году включили его в программу. У нас три таких крупных объекта: это волховский мост, мост в Подпорожье и развязка во Всеволожском районе. Это большие деньги. В Подпорожье мост стоил первоначально больше пяти миллиардов, сейчас смета 4,6 миллиарда. В Волхове мост, он поменьше, но тоже это - 3 с лишним миллиарда. Ну, и развязка.

Мост в Подпорожье – плотина требует ограничения по нагрузке. И энергетики, ТГК, они правы в том, что нужно ее разгружать и делать льготный режим ее использования. Конечно, укреплять тело плотины, поэтому сейчас есть предварительная договоренность с подрядчиками, что они могут выполнить работы в более короткий срок. Но это требует корректировки федеральной части финансирования. Теперь мы должны оформить это в виде дополнительного финансирования и тогда мы сможем сказать энергетикам, насколько мы еще попросим их ужаться во времени, подождать с максимально ограниченным пропуском по этой плотине. А с подрядчиками договориться принципиально о том, что как только появится возможность, то есть будет тело моста, по временной схеме пустить туда транспорт, который мы не можем пускать по плотине сегодня. Это большегрузы, все, что связано с экономикой. И, возможно, в будущем туда же пойдет все, что предназначено  для жизни людей -  это продовольствие, скорая помощь, пассажирское движение. Я думаю, что в этом году решение будет найдено и с энергетиками.

Олег Черных: Сергей Михайлович, подсказывают, что все. Время нашей программы подходит к концу. Я очень много хотел еще спросить...

Сергей Бебенин: Давайте еще встречаться.

Олег Черных: Конечно. В связи с эти хочу сказать, давайте не затягивать нашу следующую встречу, потому что очень много вопросов надо задать. Спасибо, что пришли к нам в студию. Я напоминаю, что в гостях у нас был председатель Законодательного Собрания Ленинградской области Сергей Бебенин.

Сергей Бебенин: Спасибо!