15 сентября, 19:31

Жителей Мурино возмутила спорная реклама

Местных жителей возмутила реклама школы иностранных языков. Слоган намекал, что знали бы они английский - здесь бы не жили. Муринцы сочли это оскорбительным, теперь школе грозит проверка.

На что только не идут хитрые маркетологи, чтобы завладеть вниманием. Иногда они переходят все рамки и попирают своими слоганами закон. За что их штрафуют на большие суммы.

Мы встретились с неравнодушными жителями Ленобласти и Петербурга - авторами обращений в УФАС, и узнали, чем их обидели рекламщики, и есть ли шанс призвать авторов спорного креатива их к ответу. Подробнее рассказала Ания Батаева.


"Я жила бы на Манхеттене, а живу в Мурино". Все логично, муринцы просто не знают английского. Реклама как бы намекает: место не ахти, сами виноваты, время учиться. Мотивация же в каждом слове. Но местным, заработавшим потом и кровью на жилье за КАДом, так не показалась.


Первый раз я увидел ее на прошлой неделе, а потом она меня зацепила, когда мы с женой гуляли вечером. Я захотел ее сфотографировать, потому что меня задел сам слоган. Если я знаю английский, то я должнен жить на Манхеттене, если знаешь английский, то у тебя есть перспективы, а если знаешь китайский или язык Александра Дюма, то у тебя нет перспектив, и ты должен здесь жить. То ли издеваются, то ли по-русски говоря, опускают.

Я написал в антимонопольную службу. Попросил проверить на соблюдение законодательства и сам слоган.

Алексей Дубинин, житель Мурино


На рекламном щите в Мурино мы разместили изображение девушки, которая живет в Мурино и мечтает жить на Манхеттене. Идея рекламы в том, что мечты у всех разные, и они могут сбыться, если к этому приложить усилия.

Мы ни в коем случае не призываем мечтать всех одинаково. А также в рекламе нет никаких характеристик как-либо оценивающих Манхеттен или Мурино.

Валентина Евтюхина, директор по маркетингу сети языковых центров


В интернете фото этой рекламы постоянно размещают разные люди. Комментаторы делятся на два лагеря: кого задевает, а кому "по барабану". Мы провели опрос на улицах:


"Нормальная реклама, вообще хорошая".

"Почему меня должен задевать плакат. Я живу в комфортабельной квартире, где лес и хорошие люди".

"Не обязательно, если ты знаешь английский, ты будешь жить на Манхеттене. В Мурино есть люди, которые по-любому знают английский. Ну, как это может задевать, мне вообще непонятно".

"Нет, нисколько. Потому что Мурино такой же Манхеттен, только наш".

"Продукты определенные должны себя рекламировать как-то. Это маркетинг. Это приемлемо. Мы живем в 21 веке"

Жители Мурино


Пока УФАС готовит экспертизу, свои выводы сделали психологи. И встали на сторону тех, кого реклама обидела.


Эта реклама предлагает переезд в другую страну, в-третьих, она делает очень невыгодное сравнение того места жительства, где живет человек.

Она не очень умно составлена, агрессивно и прямо в лоб, поэтому у большинства людей такая реклама вызывает естественное раздражение.

Сергей Ключников, практический психолог


Незнание иностранных языков высмеивают не в первый раз. В 2013 стала мемом реклама про Дашу из Балашихи. Вот принц, который хочет на ней жениться, и девушке нужно всего-то подтянуть французский, чтобы сказать "да" новой жизни. И ведь есть, где этому научиться. Как-то неказисто и с чисто русским акцентом у нее получается. Ролик ушел в народ. Даше требовали выдать "Оскар", больно душевно получилось передать этот выпавший ей шанс на счастливую жизнь.

В центре Петербурга ресторан быстрого питания больше не использует рекламу с коллажем из сосисок и яиц на завтрак, а также другими фуд-картинками и слоганами двусмысленного характера. УФАС креатив не оценил и выписал штраф на несколько сотен тысяч рублей за непристойную и неэтичную рекламу. Проверку провели после обращения жителей культурной столицы.


Там была реклама данного кафе, но пища была положена таким образом, что она ассоциировалась с половыми органами и была соответствующая надпись, которая относила мысли людей к непристойным темам, которые не должны здесь быть. Я обратилась в антимонопольную службу.

Они ответили, что дело принято к рассмотрению, и я еще обрадовалась, что помимо меня эту рекламу заметил еще один человек и тоже отправил жалобу. Я была не одна.

Алена Серова, жительница Петербурга


После штрафа рекламу убрали.

Но как эксперты отделяют здоровый юмор от непристойного поведения распоясавшегося рекламщика?


Вопрос этичности очень тонкий вопрос. Сейчас рекламодатели ходят по тонкой грани между этичным и неэтичным в погоне за красочной картинкой или громким слоганом. Чтобы определить эту тонкую грань, мы обращаемся к экспертам, которые уже составляют свое заключение.

Александр Евлампиев, начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России


И куда обращаться, чтобы неоднозначную рекламу проверили?


Обращаться с заявлением в антимонопольную службу. С заявлением, что его конкретно оскорбило, почему эта реклама оскорбительна, потому что для одного может быть оскорбительна, для другого нет. Чем она его задевает, и приложить саму рекламу.

Александр Евлампиев, начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Ленинградского УФАС России


В этом году на рекламу пожаловались 82 раза. На неэтичную 3 жалобы поступило. Две из них, по мнению экспертов, закон не нарушают, а вот третья потребовала более детального рассмотрения. Проводится экспертиза.

Рекламодатели или рекламщики - кто из них любит ходить по острию, и готов заплатить штраф, ради внимания потенциальных клиентов.


У меня такое впечатление создается, что сейчас в рекламные агентства приходят молодые люди со своим видением аудитории и им представляется это соврешенно нормальным. Допустим, он обращения к потенциальным потребителям. И они транслируют и очень часто убеждают в этом, как я вижу, провоцируют клиента. Даже говоря, да, ты заплатишь какой-то штраф, но ты станешь известным.

Давид Авакян, Член Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров


Бьет ли реклама по больным точкам вашей психики или она действительно за гранью - расценит УФАС. Если авторов оштрафовали, то на мир вы смотрите здраво. А если закон не на вашей стороне, то время заглянуть в себя и понять, почему конкретная реклама - ваш триггер.