Поисковики подняли со дна Ладожского озера легендарную «Полуторку»
Со дна озера подняли грузовик времен Великой Отечественной войны. Кузовные детали изрядно истлели, зато хорошо сохранились агрегаты, резиновые части и даже ключ в замке зажигания.
Корреспондент Татьяна Бакулина рассказала подробнее.
Машина пролежала почти 80 лет под 6-метровой толщей воды и слоем ила, вросшая в грунт. Детище советского автопрома, точнее то, что от него осталось, обнаружили в 8 километрах от порта Кобоны, вблизи островов Зеленцы. Рядом с машиной, как рассказывают дайверы, нашлись и фрагменты мешковины, видимо, от того самого груза, что не доехал до блокадного города.
Первое, что удивило – это первая сохранность руля. Здесь сохранилась и центральная часть и подрулевые переключатели, и сам непосредственно обод. Здесь даже сохранился ключик зажигания. Он без брелочка, но, тем не менее, ключик зажигания здесь есть и скорее всего он повёрнут в положение "включённый".
Сергей Марков, заведующий музеем "Кобона: Дорога Жизни"
Металлический кузов на дне изрядно истлел. Зато как новые все резиновые детали, шины до сих пор держат давление. В них тот самый воздух 1941 года.
Это, конечно, мелочь - коврик водителя – покрытие пола кабины, он тоже сохранился. Ценный хотя бы тем, что на него ставились ноги водителя, который ехал в этой машине.
Сергей Марков, заведующий музеем "Кобона: Дорога Жизни"
По фрагментам крыла можно предположить, что ГАЗ собран до 1941 года: во время войны конструкцию упростили. Подтвердит эту версию номер двигателя, который можно будет прочитать после очистки от ржавчины.
Осмотреть находку приехала делегация во главе с сенатором от Ленинградской области Дмитрием Василенко. Он курирует экспедицию, которая в Год памяти и славы работает на Дороге Жизни и Невском пятачке.
По поручению Валентины Ивановны Матвиенко, председателя совета Федерации создали эту экспедицию и эти артефакты войны немые подтверждения героизма советского народа. Сейчас будем восстанавливать. В следующем году у нас 80 лет Невскому пятачку, 80 лет Дороге Жизни, 22 ноября 1941 года прошла первая машина по льду в блокадный Ленинград. Я думаю, к этому времени будем готовы к тому, чтобы вручить музею.
Дмитрий Василенко, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
Полуторку ждёт большая реставрация. Двигатель хоть и в хорошей сохранности, но чтобы его завести, придётся приложить колоссальные усилия. Безвозвратно утраченные детали заменит новодел. Чаще всего один рабочий автомобиль собирают из нескольких изъятых из воды.
Мы принимаем решение, сейчас поняли, что поднимаем любую машину, которая есть на дне Ладожского озера, практически каждую. Они все ценные, все уникальные, все они идут в дело и будут использованы либо в действующих машинах, либо в экспозиции.
Сергей Марков, заведующий музеем "Кобона: Дорога Жизни"
Сотрудники музея Дороги Жизни за последние 12 лет подняли со дна Ладоги с десяток затонувших грузовиков. Несколько удалось полностью восстановить. Сейчас один такой ГАЗ-АА стоит на пьедестале в Кобоне, конечной точке ледовой Дороги жизни. Другой - с родным двигателем не просто "на ходу", но даже участвовал в юбилейном параде Победы на Красной площади в Москве.