Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В Ленобласти начинают реставрацию почтовых станций начала 19 века

Кипень, Каськово, Чирковицы и Ополье. Здесь находятся почтовые станции, построенные в ходе дорожного благоустройства Нарвского тракта. Их история – два столетия. На станциях отдыхали сильные миры сего, здесь правители страны порой принимали судьбоносные решения.

В этом году началась реставрация исторического комплекса в Кипени. На очереди Каськово. Какие тайны до сих пор сохраняют почтовые станции – в репортаже Валерия Фенёва.

Бывшие почтовые станции, построенные по приказу Александра Первого, свидетели нескольких эпох. Здесь останавливались российские императоры, на Ревельской дороге в последний путь провожали прославленного полководца Михаила Кутузова. Сегодня это памятники архитектуры, но часть из них требует реставрации.

Почтовая станция в деревне Каськово Волосовского района стоит на пригорке чуть в стороне от современного Таллинского шоссе, там, где проходил подлинный царский тракт. Сегодня она в удручающем состоянии. Брошенную, ее давно облюбовала молодежь – всюду следы вечеринок. И тем удивительнее, что именно в Каськово чудом сохранились элементы еще царского убранства. Уже вскрыты подвальные помещения винного склада, но стоят старинные печи. Здесь, несмотря на разруху, еще можно представить, как отдыхали после тяжелой дороги вельможи его Императорского двора.

Для высокопоставленных особ, проезжавших по Нарвскому тракту и останавливавшихся на почтовых станциях, устанавливали специальную смету. Так в 1808 году Великая княжна Мария Павловна потратила 3 тысячи рублей. Это расходы на свечи, дрова, фейерверки, на доставку собственных перин, одеял и так далее. Зато прусскому королю, который также путешествовал по Нарвскому тракту, останавливался на почтовых станциях, выделили меньше тысячи рублей.

В принципе все 5 станций эпохи Александра похожи. Общий проект разрабатывал швейцарский архитектор Луиджи Руска. И сегодня лишь две из них пока не нуждаются в реставрации, хотя в одной, в Чирковицах, хозяйские флигели и бывшие конюшни уже брошены.

А вот в Ополье, где в 1813 году останавливалась траурная процессия, сопровождавшая тело умершего Михаила Кутузова, фасад фактически сохранился в первозданном виде. Сегодня здесь управление совхоза.

Мы гордимся, что можем сохранить для следующих поколений. Поддерживаем, каждый год делаем косметический ремонт. Капитальный ремонт мы не можем делать, потому что нужна специализированная организация.

Владимир Кужельный, директор АО "Ополье"

Выезжает бензовоз, а когда-то из этих ворот выезжали конные экипажи. Внутри сводчатые стены, заметна дранка, но царского ли она периода или советского – уже никто сказать не может. Все помещения станций не раз подвергались перепланировке.

Как-то копали, делали канализацию и находили именно мостовую, как в Санкт-Петербурге. Когда забивались сваи, и вот это было. Когда меняли крышу, находили письма царских времен – передали в краеведческий музей.

Владимир Кужельный, директор АО "Ополье"

Так же не раз были переустроены помещения станции в Кипени Ломоносовского района. Хотя краевед уверяет, с археологической точки зрения там есть что поискать. Сам сумел попасть в подвальные помещения и удивился их масштабу – винные и продуктовые склады занимают под землей всю площадь здания.

Они в длину всего здания. Как было написано, это винные склады. И я даже нашел часть бутылки рома с твердым знаком. То есть, ром, Санкт-Петербург. К сожалению, нижнюю часть. Ну, бутылка весомая, из плотного стекла.

Денис Алексеев, краевед

Кстати, в архивах сохранилось меню, которое предлагали на постоялых дворах. Так, к примеру, "обед из трех блюд состоящий" – 1 рубль 20 копеек, порция кофею в три чашки - 1 рубль 20 копеек, бутылка пива обыкновенного - 15 копеек, рюмка гданской водки – 25 копеек, ну и наконец, порция "глиндвейну" - самый дорогой продукт - целых 2 рубля.

Именно со станции в Кипени Ленинградская область начинает проект реставрации памятников архитектуры. Еще 5 лет назад здесь находился дом культуры, музыкальная школа – они и поддерживали здание в приемлемом виде. Но организации переехали, и начался необратимый процесс. Сегодня главное остановить разрушения. Законсервируют здание до конца августа.

Беда, что таких станций у нас практически нет. Есть еще в Яшево, но это Валдай, а не Ленинградская область. Станций проекта Луиджи Руска на Таллинском шоссе несколько, и сохранить хотя бы одну было бы, наверное, хорошо. Важно сохранить хотя бы фасад, потому что восстановить интерьеры невозможно: какую организацию туда загонишь, если будет приспособлено для ямщиков и проезжего люда?

Татьяна Хмельник, журналист, соавтор книги "Путешествие по Нарвскому тракту"

О будущем приспособлении станций пока говорить рано. Глава комитета по культуре Владимир Цой предложил вернуть туда дом культуры. Хотя так хочется, чтобы возродились какие-то элементы прошлого.

Теги:
Лента новостей
Все новости