Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Психология обмана: какие уловки используют телефонные мошенники, чтобы втереться в доверие к старикам

Звонки из «службы безопасности банка» получал, наверное, каждый владелец телефона. И, казалось бы, все знают, где сидят «операторы колл-центра», но мошенники все равно находят себе новых жертв. Чаще всего это старики.

Эксперты рассказали, почему так происходит и как можно защитить пенсионеров и их сбережения.

Сбросить звонок - простой способ избежать неприятного разговора. Но что делать, если собеседник, не давая собраться с мыслями, с ходу заявляет, что все ваши деньги в опасности. Страшно и хочется срочно что-то сделать. Даже думать не надо - служба безопасности банка уже предлагает перевести деньги на "защищенный счет". Только быстро, пока их еще можно спасти. И помогут, только подтвердите, что вы владелец и назовите "Код" с обратной стороны карты. Если взрослый человек, который знает, чем заканчиваются такие звонки, нажмет "отбой", то со стариками другая история.

Федор Иваныч интересный собеседник с тонким чувством юмора. Ни за что не скажешь, что мужчина разменял девятый десяток. Бывший пилот гражданской авиации, командир корабля, а сейчас пенсионер, живет в Гатчинском районе. Копил деньги на операцию но добровольно перевел их мошенникам по стандартной схеме: ваши деньги пытаются снять, срочно переводите их на другой счет. Голосу в трубке поверил от неожиданности.

Он меня назвал по имени-отчеству, фамилию, и номер карточки, первые и последние цифры. Попросил назвать полностью.

Они услышали какие-то нотки сомнения и начали давить, что это же срочно надо.

Федор Завалишин, пострадавший от мошенников

Елена Алексеевна из поселка Юкки потеряла за один телефонный разговор сразу 300 тысяч. Ей тоже сказали, что деньги нужно защитить от мошенников.

Такие заботливые, пообещали помочь, выявить — подтвердите номер карты. Так я, знаете, как-то повелась на это дело. Люди помочь хотят, а мы доверять привыкли, нас учили этому.

Елена Синельникова, пострадавшая от мошенников

В последние несколько месяцев число преступлений, связанных с использованием современных технологий, увеличилось вдвое — это по данным генпрокуратуры. Зачем грабить, если жертва просто переведет деньги на нужный счет. Риск попасться минимальный: код Москвы в телефонном номере ничего не значит.

Звонят с использованием интернет-телефонии, через компьютер, который может находиться в любой точке земного шара. Это серьезно осложняет расследование дел,  в результате в суд попадает только около 10% таких преступлений.

Борис Николаев, заместитель начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Прокуратуры Ленинградской области

Четверть пострадавших от телефонных мошенников в Ленинградской области старше 60 лет. По мнению психологов, у этого есть две основных причины помимо собственно неизбежных возрастных изменений. Первая — человек перестает чувствовать себя независимым финансово, а часто и физически; вторая — теряются жизненно важные связи.

Поддержание микроклимата в семье является лучшей профилактикой мошенничества.

Очень часто в поздних возрастных стратах мы видим, конечно же, такую нереализованную симбиотичность — желание теплоты, близости, уважения. Это дает возможность мошенникам зачастую втереться в доверие.

Виктор Бочаров, руководитель лаборатории клинической психологии института Бехтерева, заведующий кафедрой клинической психологии Педиатрического университета

В интернете полно шуток о том, где на самом деле расположены колл-центры якобы "службы безопасности". Банки на своих сайтах предупреждают, что нельзя сообщать по телефону коды и пароли, но старики не ходят в интернет. Они просто не знают о том, что есть такой легкий способ отъема денег. А последствия их разговорчивости будут, скорее всего, необратимы.

Если мошенникам удалось получить доступ к деньгам на вашей карте, потому что вы сами предоставили им данные, которые нельзя разглашать, или сами перевели деньги на их счет, вернуть деньги через банк не получится.

Андрей Пушкарев, заместитель управляющего отделением Ленинградское Северо-Западного ГУ Банка России

А вдруг моим безобидным "да" по телефону кто-то возьмет кредит, или снимет деньги с моей карты? Биометрию никто не отменял.

Кроме голоса, банки проверяют еще и изображение, причем при аутентификации клиента просят назвать некую случайную последовательность цифр, которая каждый раз меняется. Поэтому если в вашем случае используют только ответ "да" , это не может стать согласием на любую банковскую операцию.

Андрей Чечулин, научный сотрудник лаборатории проблем компьютерной безопасности СПИИРАН

Лучший способ сохранить деньги — сбросить нежелательный звонок. Если сомневаетесь, перезвоните в свой банк, его номер обязательно есть на обороте банковской карты.

Полиция отчитывается о задержаниях целых групп мошенников, но звонки из "служб безопасности", из "медицинских центров", из так называемого "собеса" не прекращаются. Наши герои признались: они стеснялись, но согласились на интервью, чтобы предупредить других. 

Не стесняйтесь и вы - расскажите знакомым пенсионерам, что не надо верить незнакомцам из "банка", а лучше с ними и вовсе не заговаривать.

Теги:
Лента новостей
Все новости