В Ленобласти растет количество киберпреступлений: как бороться с мошенниками?
Ответ на этот вопрос знают в прокуратуре региона. В студии ЛенТВ24 обсудили инструменты преступников и как избежать обмана.
Количество IT-преступлений в России за полгода выросло на 90%, а тяжких и особо тяжких стало больше на 123%. Эксперты говорят о том, что рост кибермошенничества связан с тем, что люди слишком много времени проводят во Всемирной паутине. Хранят в интернете ценные данные, переписываются друг с другом. Растет и число преступлений, связанных с обманом по телефону. Чаще всего в этом случае страдают пожилые люди.
Как бороться с киберпреступниками и не стать их жертвой в студии ЛенТВ24 обсудили с начальником управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Ленинградской области Константином Ручкиным.
Елена Григорьева: В последнее время смотрю на статистику, понимая, что преступникам сейчас просто нужен доступ в интернет, это раньше они вооружались набором отмычек. В связи с этим поговорим о современных информационно-коммуникационных преступлениях. В чем их главная суть? Какими технологиями пользуются преступники? Вы считаете, что такая тенденция - это краткосрочный тренд или дальше будет идти только по нарастающей? Ведь 123% за полгода, по-моему, огромный прирост.
Константин Ручкин: Согласен с вами, начнем с определения таких преступлений. В настоящее время под такими преступлениями, которые совершаются с сфере информационно-коммуникационных технологий, мы подразумеваем криминальные деяния, совершающиеся с использованием средств вычислительной техники или средств телекоммуникаций. А если выражаться простым языком, то это электронные гаджеты: сотовые телефоны, компьютеры с выходом в сеть. Именно широкое распространение всех этих устройств и предопределяет такой резкий рост преступности. Вы правильно заметили, в ближайшей перспективе придется постоянно держать в поле зрения динамику, к сожалению, тенденции к уменьшению таких преступлений пока нет.
Елена Григорьева: В связи с этим следующий вопрос - для Ленинградской области есть какая-то своя специфика?
Константин Ручкин: Здесь необходимо отметить, что Ленинградская область по статистике идет наравне с Россией. Каждое пятое регистрируемое в настоящее время преступление, как в целом по стране, так и у нас в регионе, так или иначе связано с этими преступлениями. При этом большая часть из них, а это свыше 70 % - посягательство на хищение электронных или, как принято говорить, безналичных денежных средств. Причем большая часть пострадавших - это незащищенные слои населения. В основном пенсионеры, для которых похищаемые денежные средства часто являются последними отложенными деньгами.
Елена Григорьева: Это тенденция в целом по России? И Ленинградская область здесь не является исключением?
Константин Ручкин: Однозначно.
Елена Григорьева: Что касается незащищенных слоев населения, говоря о бабушках, дедушках, какие суммы у них похищают? Это основная категория, на которую ориентируются мошенники?
Константин Ручкин: Как правило, суммы варьируются в большинстве случаев. Свыше 60% - это от 10 до 50 тысяч рублей, при этом примерно четверть приходится на криминальные посягательства, где объектом выступают средства в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Совсем редкие случаи, когда миллион и больше. Тот сегмент, о котором я сказал, присущ для сбережений такой категории граждан.
Елена Григорьева: Если допустим такой случай произошел, как зафиксировать факт мошенничества? Я так понимаю, что все что связано с киберпреступлениями очень сложно поймать в моменте, как это осуществить, если речь идет о бабушке, дедушке, у которых кнопочный телефон. Они в принципе не особо с интернетом ладят.
Константин Ручкин: Информацию о таких случаях при себе оставлять не нужно, необходимо как можно скорее донести ее до правоохранительных органов. Тут необходимо отметить, что правоохранительные органы имеют разработанный алгоритм, направленный на пресечение таких преступлений. Есть специализированные, в том числе оперативные подразделения, которые ориентированы на борьбу с такими преступлениями. Нередко наши граждане также сообщают о преступлении в кредитное учреждение, в этой связи нами тоже разработан алгоритм взаимодействия с банками, чтобы эту информацию получать от них и в последующем уже переводить ситуацию в правовое русло.
Елена Григорьева: Что касается процента раскрываемости таких преступлений, есть какая-то статистика?
Константин Ручкин: Статистика есть, но она пока неутешительна, это примерно 15%.
Елена Григорьева: Что здесь самое главное, как можно быстрее обратиться в правоохранительные органы? Что может сыграть на руку потерпевшему?
Константин Ручкин: Прежде всего, оперативное обращение в правоохранительные органы, чтобы они начали отрабатывать полученную информацию. Необходимо иметь ввиду, что это преступление новое, со своей методикой совершения. Чтобы успешно противодействовать мошенникам, необходимо определенное время для систематизации и анализа информации, в том числе для выработки успешных мер борьбы с ним. Мы, правоохранительные органы, от этой проблематики в стороне не стоим, у нас есть четкое понимание с нашими коллегами из регионального главка о том, как противодействовать этим преступлениям.
Елена Григорьева: Что касается сотрудничества с банковским сектором, как охотно банки скрывают в большинстве своем конфиденциальную информацию? Без них сложнее раскрывать такие преступления?
Константин Ручкин: Определенное взаимодействие налажено. Значительная часть информации представляет собой банковскую тайну, но у нас в законодательстве есть действенный инструментарий, который позволяет получить ее в установленном порядке и в последующем отрабатывать.
Елена Григорьева: Какие меры на перспективу принимают правоохранительные органы и прокуратура, чтобы сдерживать статистику, ее рост?
Константин Ручкин: Мы максимально глубоко погрузились в эту проблематику, и все то, что мы увидели, наработали и проанализировали, мы вынесли на заседание внепланового межведомственного совещания, в котором принял участие прокурор области, руководство главка. Отрадно, что мы с коллегами из правоохранительных органов одинаково понимаем, как нужно бороться с этим преступлениями, разработан четкий алгоритм, его реализация на практике в ближайшее время должна принести свои плоды.
Елена Григорьева: На внеплановом заседании вы разработали какую-то стратегию, в большинстве случаев это теория, но на практике вы считаете, она должна иметь результат?
Константин Ручкин: Некоторые наработки уже перешли в практическую плоскость, в частности нами было подготовлено и направлено в Центробанк письмо с видением этой проблематики. Надо отдать должное коллегам из кредитных учреждений, там, можно сказать на местах, и будут учтены данные рекомендации, банки помогут довести до населения информацию, как не стать жертвой мошенников.
Елена Григорьева: Вы какие-то советы можете дать нашим зрителям?
Константин Ручкин: Первый самый главный совет. Банк никогда не будет звонить клиенту с предложением совершить какие-то манипуляции по открытому расчетному счету, потому что по телефону это в принципе невозможно. Максимум - это звонки с предложением каких-то кредитов. Зачастую получается так, что мошенники представляются сотрудниками службы безопасности, сотрудниками кредитных учреждений. Нередко в их распоряжении оказываются и анкетные данные клиентов банка.
Елена Григорьева: Здесь вы думаете, что просчет банковской сферы?
Константин Ручкин: Этого исключать нельзя. Такие случаи имеют место быть, практика об этом свидетельствует.
Елена Григорьева: Что касается того, как не попасть в руки кибермошенников, что еще можно сделать?
Константин Ручкин: Рассмотрим и другой вид мошенничества, он отошел на второй план. Мошенники в этом случае звонят гражданам и сообщают о неком инциденте, который произошел с их близкими, предлагают для урегулирования ситуации перевести определенную сумму. Например, это может быть и мнимое дорожное транспортное происшествие, и инцидент, связаный с правоохранительными органами. Не надо торопиться, необходимо созвониться с близкими и удостовериться, что с ними все в порядке, уже на холодную голову принимать соответствующее решение.
Елена Григорьева: Как еще избежать уловок мошенников, которые от лица ваших близких и друзей просят о помощи, якобы они сами попали в критическую ситуацию? Что еще нужно сделать?
Константин Ручкин: Если по техническим причинам не дозвониться, необходимо тогда в ходе диалога с такими злоумышленниками досконально выяснить мельчайшие детали, которые известны только вам. Уверяю, что они просто не в состоянии располагать такими данными и все это позволит верифицировать эту ситуацию, понять без эмоций.
Елена Григорьева: Зачастую преступники выбирают своей целью самый незащищенный слой населения. Пенсионерам говорят, что их детей, внуков избили, например, они попали в ДТП. Что в этой ситуации можете посоветовать? Как своих пожилых родственников убедить не вестись на действия мошенников?
Константин Ручкин: Необходимо в семейном кругу провести профилактическую работу, предостеречь их на будущее, рассказать про основные способы, которыми пользуются мошенники, в очередной раз довести до них, что сотрудники банка сами никогда диалог с клиентом не ведут, тем более не дают рекомендаций перевести деньги со счет на счет.
Елена Григорьева: Еще один вариант мошенничества в современном мире - это взлом аккаунтов в социальных сетях, пишут якобы от лица человека, который ведет страницу. Это тоже новая история, которая в последнее время получила развитие?
Константин Ручкин: Можно назвать это третьим способом в этой сфере. Тут необходимо сказать о том, что зачастую жертвами мошенников выступают и те, кто приобретает товары посредством переписки в социальных сетях. Нельзя, к сожалению, отрицать, что такие доверчивые граждане у нас находятся. Нужно к минимум свести общение с незнакомыми людьми, крайне настороженно относиться к сомнительным предложениям о продаже товаров.
Елена Григорьева: Еще хочется детей своих уберечь от таких историй, понимаю, что гаджеты забрать и отключить интернет вообще не вариант. Что можно сделать, профилактические беседы?
Константин Ручкин: Настоятельные и регулярные беседы, которые позволят в доступной форме донести до ребенка то, что бесконтрольное общение в сетях недопустимо.
Елена Григорьева: Какие-то беседы в школах вы ведете, образовательная система подключается?
Константин Ручкин: Конечно, она в стороне не стоит. Коллеги занимаются по этому профилю, выступают в образовательных коллективах, доводят до учащихся эту информацию.
Елена Григорьева: На взгляд ваших коллег отклик есть?
Константин Ручкин: Отклики есть всегда.
Елена Григорьева: Что касается каких-то конкретных случаев, что запомнилось или запало в душу?
Константин Ручкин: В самое ближайшее время мы изучим уголовное дело, по которому наши коллеги из следственного комитета закончили производство, где один из тренеров спортивной школы склонял своих воспитанников к определенным действиям. И это тоже деяния, которые совершаются в этой сфере. Часть эпизодов задокументированы, они пришлись на долю переписки в социальных сетях, но есть и другие примеры, прокуроры не стоят в стороне. Я должен отметить, что за минувшее полугодие по инициативе прокуроров возбуждено свыше 400 уголовный дел, которые изначально не получили своевременной правовой оценки. Это немеханическая работа, мы не ориентированы только на возбуждение уголовных дел. Можно взять Волховский, Тосненский районы, эти уголовные дела расследованы, они нашли свое отражение в виде конкретных судебных решений. Мошенники получили по заслугам.
Елена Григорьева: Какая максимальная сумма была похищена кибермошенниками у доверчивых граждан?
Константин Ручкин: Пока приходится говорить о незначительных денежных средствах - до 100 тысяч рублей, но уверяю, что наработки есть, о них я говорить не могу, но уверен, что в ближайшее время мы сможем говорить о пресечении серьезных мошеннических посягательств.
Елена Григорьева: Я так понимаю, в наших силах свести к минимуму общение в социальных сетях, не вступать в диалог с "сотрудниками" банковского учреждения и в любой непонятной ситуации обращаться в прокуратуру.
Константин Ручкин: Вы правы. Всплеск именно этой категории преступлений обусловлен доверчивостью нашего населения. Чем меньше мы будем общаться с сомнительными лицами, чем больше сведем к минимуму формы диалогов с потенциальными мошенниками. Облегчим жизнь как себе, так и оперативным органам. В любом случае, если есть недопонимание с сотрудниками полиции, которые по каким-то причинам не могут оперативно реагировать на поступающие заявления, следует обращаться в прокуратуру.
Елена Григорьева: Можно, минуя обращение в местный отдел полиции, обращаться в прокуратуру?
Константин Ручкин: Можно, но правильно будет изначально обращаться в отдел полиции.