12 октября, 17:27

Масштабный проект Петра Первого: Мариинской водной системе исполнилось 210 лет

Более двух столетий назад жители деревень современной Ленобласти начали проводить торговые суда по уникальному Мариинскому водному пути. Его протяженность составляла более тысячи километров. Сегодня большая часть каналов это Волго-Балтийский путь. А старейший участок – Староладожский канал постепенно приходит в запустение.

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы в планы торжественных мероприятий. Ленинградская область в этом году готовилась масштабно отметить годовщину прокладки "кабеля жизни" от Волховской ГЭС в блокадный Ленинград. Удалось провести лишь часть мероприятий.

Совсем затерялась еще одна дата: 210 лет Мариинской водной системе.  Грандиозный проект, задуманный еще Петром Великим и реализованный лишь спустя столетие уже Александром Первым.

Рукотворный путь длинной более тысячи километров действительно задумывал Петр Первый. Дорог нормальных нет, а новая столица страны нуждалась и в строительных материалах, и в продуктах питания. Перевозить на плоскодонных судах было небезопасно: в навигацию на Ладоги тонули тысячи кораблей.


Канал был разделен на участки: четыре версты-перемычка, четыре версты- перемычка. Изначально работы были вообще сложные: очень много людей умирало. До прихода Христофора Миниха этот вопрос и не поднимался. И только с его приходом, он велел построить и больницы, и смотрел за рабочими. Были богадельни построены, бараки, чтобы люди могли отдыхать.

Марина Брыкина, заведующая Новоладожским историко-краеведческим музеем


Сам Петр выкопал первые метры канала, но император так и не дождался окончания строительства даже начального участка длиной в сто километров до Новой Ладоги. 


Петр Первый хотел соединить Балтийское море с Каспийским при помощи водных путей. И в общем это было сделано. Конечно, Петр не успел увидеть даже свое детище: Староладожский канал. Хотя, по замыслу, канал должен был быть построен в течение трех лет. Строительство началось в 1719 году, и Петр успело прокатиться по части канала на своем ботике от Новой Ладоги до деревни Дубно.

Марина Брыкина, заведующая Новоладожским историко-краеведческим музеем


Мариинская водная система стала частью Волго-Балтийского пути. И активно используется до сих пор. За исключением первого и самого старого участка: Староладожского канала от Шлиссельбурга до Новой Ладоги. Сегодня у него нет собственника, Волго-Балт отказался от него еще в середине прошлого века. А есть статус: памятник под охраной Юнеско, потому что именно здесь сохранились черты той Мариинской системы, которую открывал император Александр Первый 210 лет назад. 

С одной стороны, поражает размах инженерной мысли. Для 18 и 19 веков это настоящий технологический прорыв. Вот таких подобных шлюзов на всей Мариинской водной системе построили не один десяток. С другой стороны, каторжный труд бурлаков, которые на обычных веревках по дорогам, проложенным вдоль каналов, так называемым, бечевникам, тянули груженые баржи. Путь из Рыбинска в Петербург занимал 3 месяца. 


Все хотели пройти пораньше, была целая система штрафов, правил, своеобразные ПДД, нельзя было обгонять, только рангам судов. Потому что, когда обгоняют: они сталкиваются, путаются лямки бурлаков, огромная сложность. Поэтому надо было следить, чтобы все соблюдали правила.

Мария Валькова, директор музея истории города Шлиссельбурга


Вдоль канала еще сохранились булыжные мостовые. Остались и тропы, по которым тянули барки бурлаки. Кстати, в отличии от знаменитых волжских, они не были профессионалами, как бы сейчас сказали. Это были местные жители. В Новой Ладоге и в Шлиссельбурге все также стоят шлюзы. Механизмы, конечно, большей частью утрачены. Современники описывали движение по каналу одним словом: столпотворение. Своей очереди на шлюзования суда ждали по две недели. Чтобы не создавать заторов, были созданы свои, водные развязки.  Как в деревне Лаврово, где канал пересекает река Лава, и создана заводь для стоянки судов.  

Деревня Дубно. Сегодня лишь для ее жителей Ладожские каналы – эта дорога жизни. Добраться до деревни по суше и теперь невозможно. Здесь же практически в идеальном виде сохранился и старый шлюз. Сама деревня жила за счет водной артерии.  Помогала народная смекалка. Жители деревни спускали из канала воду, открывая шлюз. Нечестно, зато доходно. 


Купцы останавливались. Для того, чтобы быстрее пройти, они нанимали местных жителей. Для того чтобы разгрузить, перенести корабль на более благоприятную воду, а потом на подводах подвезти грузы и загрузить. Таким образом жители зарабатывали. Время навигации было короткое, поэтому надо было успеть сорвать свой куш.

Мария Валькова, директор музея истории города Шлиссельбурга


После Дубно в сторону Шлиссельбурга ныне канал частично обмелел, частично превратился в болото. И исчезновению исторической части Мариинской системы продолжается. Три года назад пытались наполнить каналы водой. Эксперимент провели на Малоневском канале в Шлиссельбурге. Экскаваторы углубляли дно: но при этом уничтожили исторический бечевник, искорежили шлюзы. Осыпалась и склоны канала, увлекая за собой асфальтовое покрытие. 


Не то, что некачественно, очень много косяков. Очень много разрушено. Жалко. Неотвратимо. Проехал экскаватор и всё снес. Очень много сломано. 

Евгений Крыницын, активист


Сегодня канал нуждается в защите. Охрана ЮНЕСКО лишь статус, не больше. А исторической водной артерии должен появиться хозяин. Иначе процесс разрушения станет необратимым. Со шлюза под Шлиссельбургом уже начала осыпаться гранитная обшивка.