Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Игорь Корнелюк и Денис Сорокин об искусстве, музыке в кино и о возможном исчезновении профессии композитора

Героем нового интервью бизнесмена и блогера Дениса Сорокина стал популярный советский и российский композитор и исполнитель, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза Композиторов и Союза Кинематографистов России - Игорь Корнелюк. Денис посетил знаменитого музыканта на его даче. 

Таланту и труду Игоря принадлежат сотни известных песен, такие как "Город, которого нет", "Подожди", "Возвращайся", "Билет на балет", множество треков к кинофильмам, которые много лет у всех на слуху - "Бандитский Петербург", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба" и другие. Основными темами беседы стали творческий путь композитора и его взгляд на "срез эпох". 

Тяга к музыке у Игоря проявилась с самого детства, он уже тогда знал, что станет музыкантом, и с упоением слушал мировых и советских музыкальных классиков, а также и современных исполнителей. С самого детства Игорь начал учиться музыке, а уже в 14 лет приехал в Ленинград, чтобы готовиться к получению высшего музыкального образования. 
 
На вопрос Дениса о том, как же происходит процесс рождения музыки, захватывающей сердца людей, композитор задумался и ответил, что основные "творческие муки" в том, чтобы понять, какую эмоцию эта музыка должна нести. "Ведь что такое музыка? , - говорит Игорь, - Это букет эмоций. Она может быть драматичная, но "с грустинкой"... с лирикой, светлая, или, наоборот, мрачная… И этих эмоций - их миллион. И вот от этого букета в ту или иную сторону очень зависит точное настроение. Я ищу не ноты, ноты все уже давно найдены, они уже все под пальцами давно. Вы никогда не обращали внимание, что вот одна мелодия, а она вызывает сильное ответное чувство, а другая, почти такая же, но оставляет равнодушным? Вот самое важное найти три-четыре ноты, между которыми будет какое-то сопряжение. Я это чувствую каким-то вот "волчьим" чувством, я на себе всё проверяю. И если я это чувствую, значит в этом что-то есть. Если я остаюсь равнодушным, значит это никому и не понравится. Четыре ноты — это самое главное, четыре ноты, между которыми бежит ток. Всё, остальное дело техники, остальное — это уже профессионализм". 

Музыкант обратил внимание, что также большое значение имеет и форма, в которую помещаешь найденные три-четыре ноты, её точность: "Обратите внимание, что профессия называется не "сочинитель музыки", а композитор — ты работаешь с формой, композицией. Точно найденная форма — это резина, ты его (слушателя — прим. автора) потянул на себя. А а неточно найденная форма — ты эту резину отпустил". 

По мнению Игоря Корнелюка, возможно, в будущем профессии композитора не будет, так как может так статься, что будет достаточно компиляции, и это уже часто используется в музыке, уже сейчас при создании "музыки" самой мелодии придают всё меньшую значимость. 

Вспоминая своих талантливейших коллег, вдохновляющих его на творчество, среди которых Ф.Шопен, Р.Шуман, В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, И.О.Дунаевский, Д.Д.Шостакович, В.П.Соловьев-Седой, Г. Гладков, А. Рыбников и другие, Игорь неожиданно признаётся: "Для меня Фреди Меркьюри среди музыкантов ХХ века стоит в одном ряду и с Прокофьевым и с Шостаковичем. Это уникальный талант, конечно. Из всей рок-поп-культуры это самое-самое-самое яркое и художественное". 
На вопрос Дениса об отношении композитора к ужасающему и разрушающему творчеству ряда современных исполнителей, Игорь ответил, что всё же он против цензуры и за личную ответственность каждого творца в своём творчестве, хотя и признаёт, что в советское время в том числе и засчёт цензуры у композиторов был очень высокий профессионализм — "фуфло" не пропускали. 

Учитывая богатый и успешный опыт авторства Игоря Корнелюка музыки в кино, Денис попросил рассказать композитора о влиянии музыки в кино на зрителя. По ответу композитора сразу стало очевидно, насколько эта тема осмыслена им и значима для него: "Музыка создаёт эмоцию в фильме. Когда мы смотрим фильм и понимаем: "Ой, страшно!", мы не отдаем себе отчета в том, что это делает музыка…. У музыки в кино есть только один критерий — она в кадре работает или нет… И это очень непросто. И, кстати, должен сказать, что в современном кино, хоть об этом так, в двух словах не скажешь — это большая проблема, музыка… Потому, что с одной стороны, американское кино превратилось в иллюзион, такой аттракцион, где лихо всё сделано, здорово, конечно. Но с другой стороны, та традиция, допустим, 60-70е годы, когда музыка в кино, мало того, что она одухотворяла этот фильм, она ещё иногда вычленялась из него и начинала звучать сама по себе, самостоятельно. То есть музыка не только работала в кадре, но и имела какое-то самостоятельное значение. Это, конечно, высший пилотаж. Сейчас, во-первых, кино изменилось, и музыка стала другой. Как правило, в американском кино оркестр играет роль большого тапёра, который тебе напрямую говорит: "Сейчас будет страшно", и всё. Вы никогда не обращали внимания, что смотришь современное кино, там музыка начинается с первого кадра и заканчивается последним, почти ни на секунду не прекращается… Но при этом в голове почти ничего не остаётся, потому что она пролетает сквозь тебя. Это тоже свойство современного кино, потому что и звук Dolby Surround 5.1 , и всё сделано для того, чтобы зритель пришёл в кинотеатр и ни на секунду не отвёл взгляд от экрана, "всё главное происходит там". Потому что, если зазвучит мелодия, представьте, ты смотришь кино и: "Ой, что это?" - заслушаешься и отвлечешься, а в современной "эстетике" этого быть не должно, к сожалению… Вы никогда не обращали внимания, вот сейчас часто-часто, сейчас же много фильмов выходит - включаешь кино, и музыка звучит так, что такое ощущение, что кто-то из соседей включил магнитофон, и она мешает? Она не только не помогает, она мешает". 
 
Множество интереснейших моментов ещё обсудили блогер и композитор в своей беседе: и о всеобщей глобализации и унификации, и постепенном исчезновении шоу-румов, где можно было "пощупать", опробовать даже дорогую вещь перед покупкой, о творчестве в период пандемии, о переходе к цивилизации "тотального удобства" в ущерб искусству и развитию чувства прекрасного и многом-многом другом. Всё это вы, конечно, сможете услышать, если посмотрите видеозапись интервью нашего замечательного композитора-соотечественника по ссылке ниже.

Теги:
Лента новостей
Все новости