Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

82 года назад начала работу Дорога жизни

12 сентября 1941 года по водам Ладоги в порт Осиновец прибыли суда, доставившие зерно в блокадный Ленинград. Так начала работу Дорога жизни — единственная транспортная магистраль, связывающая осажденный город с большой землей. Корреспондент ЛенТВ24 Лена Петревска прогулялась по местам военных и трудовых подвигов, увидела интересные туристические локации и новые музейные экспонаты.

Прожекторная вышка в деревне Коккорево — один из немногих сохранившихся объектов 101-й Отдельной дальнобойной батареи. В 1941 году эта батарея встала на защиту Ленинграда.

Орудия 101-й батареи в сентябре 1941 года, 8 сентября, обстреливали немецкие войска, которые захватывали Шлиссельбург. При операции «Искра» они помогали нашим войскам под Синявино.

Антон Ермолаев, краевед

Благодаря орудиям 101-й батареи при взятии Шлиссельбурга немцы не смогли соединиться с финскими войсками и окончательно замкнуть кольцо блокады. 12 сентября 1941 по воде Ладоги в осажденный Ленинград пришли первые 800 тонн зерна.

Неправильная ассоциация у людей возникает, когда говорят о Дороге жизни. Это не только полуторки и лед — это только один из участков, один из периодов, зимний. А всё остальное время это Ладожская военная флотилия и Северно-Западное речное пароходство.

Сергей Панин, председатель Объединённого «Совета ветеранов «Дороги жизни» и их потомков»

«Ижорец-8» — труженик Дороги жизни: эвакуировал жителей блокадного Ленинграда (до 200 человек за раз), участвовал в прокладке электрокабеля по дну озера. Рядом с ним стоит участник боевых действий на Ладоге — минометный катер «Ленинград».

Он поступил к нам в 17-м году, минометный, 42-го года постройки. Он прошел военное время, участвовал в операциях, боях.

Виктор Березняцкий, заведующий филиалом «Дорога жизни» Центрального военно-морского музея им. Петра Великого

В ноября 1941 года навигация закончилась, и по Ладоге пошли колонны автомашин. Трассу стали называть Военно-автомобильной дорогой 101.

Здесь образовался штаб автомобилистов, дорожно-эксплуатационных частей, мостостроители — именно здесь шла вся организационная работа.

Александр Войцеховский, научный сотрудник музейного мемориального комплекса «Дорога жизни»

Работники Дороги жизни после войны стали приводить сюда детей и внуков. Так в Коккорево появился народный музей с редкими экспонатами. В музее представлен фрагмент того самого электрического кабеля, что был проложен по дну Ладоги.

Специалисты Ленэнерго запаивали концы, изолировали и помещали вот в такую свинцовую муфту. И всё это помещалось вот в такой кожух. Всё работает. Нам подняли тоже водолазы с потопленного корабля этот предмет — управление кораблем. Находился в рубке.

Александр Войцеховский, научный сотрудник музейного мемориального комплекса «Дорога жизни»

На 101-й батарее можно рассмотреть далеко не все объекты памятника регионального значения: на фортификациях, где стояли доблестные дальнобойные орудия, сегодня построен дом.

Теги: дорога жизни великая отечественная война историческая память всеволожский район
Лента новостей
Все новости