29 ноября отмечается День мостов
Деревянные, каменные, вантовые, пешеходные, автомобильные, железнодорожные и просто декоративные: в Санкт-Петербурге, по самым скромным подсчетам, 447 мостов. Перекинутый через Кронверкский канал, Иоанновский, возведен там, где была переправа еще в петровское время. Наплавной Исаакиевский через Неву отслужил городу верой и правдой более двух столетий, был разобран в 1916 году.
Первый стационарный мост через Неву появился только в 1850 году. Во времена правления Николая I. Был назван Благовещенским. Правда, одно время он значился Николаевским, в советское время — мостом Лейтенанта Шмидта. Благовещенский мост — первый по времени строительства и последний из исторических мостов на пути Невы к Финскому заливу.
Изначально этот мост не разводился, а отводился. Как это делалось, видно на модели в Музее мостов.
Два крыла находились со стороны Васильевского острова. Мост разводился вручную, силами двух человек за 20 минут.
Музей мостов — уникальная коллекция макетов реализованных и нереализованных проектов гениальных мостостроителей.
Для XVIII века довольно популярной была идея построить мост через Неву деревянным, арочным. Но ни проект Альдона, ни проект Кулибина, который показан на гравюре, в итоге реализованы не были.
Анна Зекина, старший научный сотрудник Музея мостов ЦМЖТ РФ
На модели видно, как выглядел Петровский мост, построенный через Староладожский канал в Шлиссельбурге. Он единственный в мире, который стоит на колоннах из цельного гранита.
Мост разводился в двух местах. Это было связано с тем, что Староладожский канал судоходный, и суда движутся в одну сторону в Петербург, а в другую — из Петербурга.
Анна Зекина, старший научный сотрудник Музея мостов ЦМЖТ РФ
Петровский мост в Шлиссельбурге младше Крепостного выборгского на три столетия. Крепостной, возведенный в XVI веке, был деревянным, много раз перестраивался.
По-фински «линнен сиелта», по-шведски «абобро», в честь города Або. Через этот мост шла королевская дорога по берегу Финского залива. В 79-м году мост был закрыт на ремонт, деревянные опоры были разобраны, и мост получил свой нынешний вид.
Константин Филимонов, экскурсовод
Мост Дружбы — самая большая выборгская переправа, построен был через Сайменский канал в 60-е как совместный проект СССР и Финляндии.
Высота этого моста — 24,5 метра. Здесь 11 пролетов. Один их них судоходный. Мост не разводной.
Константин Филимонов, экскурсовод
Современные переправы чаще всего вантовые. Построенный в 2018 году мост назван в честь инженера Августина Бетанкура, известен оригинальным инженерным решением.
Это дань памяти этому инженеру. От него пошло инженерное образование в России. Мост оригинальный. Его проезжая часть в виде латинской буквы S. Он вантовый. У него оригинальная форма пилона. Ее изменили, так как Петербург имеет определенный высотный регламент.
Ирина Трунова, заведующая отделом мостостроения Музея мостов ЦМЖТ РФ
В ближайшие годы в Северной столице через Неву построят две новые переправы. Они должны вписаться в архитектуру города, а потому будут разводными.