Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Закон о дополнительной защите должников вступил в силу 5 августа

Теперь для банков и микрофинансовых организаций четко расписано, что можно и нельзя делать при взыскании долга. Подробнее расскажет корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.
— Я тебе рубль дал?
— Дал.
— За кефиром послал?
— Послал.
— Кефира не было? Я спрашиваю, кефира не было?
— Не было.
— Деньги!
— Какие?

Ох уж эти взаимоотношения с должниками и теми, кто им когда-то дал деньги. С другом или родственником, занявшим тысячу-другую, а то и больше, и упорно долг не отдающим, сталкивались, наверное, все. Но речь пойдет не о них, а о тех, кто взял деньги у банка или микрофинансовой организации.

Еще в начале 2024 года Федеральная служба судебных приставов сообщала, что рост долгов россиян за год превысил 200 миллиардов рублей. Настоящий неплатежный вал, да и рекордная задолженность перед банками. А ведь долг, как говорится, платежом красен, деньги-то надо отдавать.

Не всегда эти самые деньги требуют вернуть, скажем так, цивилизованно. То угрожают, то шантажируют... Вот и вступил в силу закон о дополнительной защите должников, согласно которому банки, а также кредитные и микрофинансовые организации будут обязаны вести записи общения с должниками и хранить их в течение трех лет.

Речь идет о том, что необходимо защищать законные интересы заемщиков, их права прежде всего. Наличие этих записей переговоров, переписок, на них всегда можно сослаться в случае наличия каких-то спорных ситуаций, каких-то вопросов, когда, допустим, заемщик говорит одно, а банковская организация говорит другое. Здесь можно будет объективно разобраться в различных конфликтных ситуациях. Поэтому я считаю, что данная инициатива будет актуальна. Есть разные группы должников. В некоторых сегментах ситуация вообще абсолютно стабильна. Но есть и те, кто действительно в зоне риска. Как правило это те, кто получил отказ, например, в какой-то крупной кредитной организации — банке или микрофинансовой организации, — и обращается в более мелкие. А те в свою очередь этого заемщика не проверили, и впоследствии возникла просроченная задолженность.

Александр Дмитриев, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге

Словом, закупайся специальным оборудованием, программным обеспечением для хранения данных, а заодно не забывай предупреждать должника или его представителя: «Внимание, наша с вами беседа записывается». Следить за выполнением этих требований будут судебные приставы, и если есть нарекания, то общаться по тому же телефону с должниками запрещается.

По словам экспертов, такие требования по сути стали новшеством только для банков, а коллекторские и микрофинансовые организации уже давно обязаны хранить все телефонные записи, касающиеся взысканий. Получается, подведение всех к общему знаменателю. Да и отговорки в духе «мы разговор писали, но почему-то ничего не сохранилось» теперь не пройдут. Если что-то и было сказано должнику нелицеприятное и откровенно хамское, то скрыть это не получится.

Другое дело, когда долг взяли у организации с более чем сомнительной репутацией. Тут уже ни о каких записях звонков речь не идет, и за требованиями к должнику наподобие знаменитого «где деньги, Зин?» могут скрываться ну очень недобрые намерения. В свою очередь эксперты добавляют: думайте, у кого занимаете

К сожалению, контролировать деятельность таких организаций очень сложно, в том числе и государству. Обращаться с жалобами, получается, некуда, поскольку они не являются участниками зарегистрированного и контролируемого государством процесса — вот это очень важно. Поэтому совет один: если есть необходимость брать в долг, то делать это официально, в действительно легальном банковском учреждении или в микрофинансовой организации, которая занесена в реестр микрофинансовых организаций, который можно посмотреть на сайте Банка России. Я хочу еще обратить внимание на то, что зачастую микрофинансовые организации скрываются, то есть они декларируют, что они есть в реестре, но они на самом деле выступают как другое юридическое лицо, и зачастую гражданину, простому человеку бывает очень сложно отличить действительно легальную микрофинансовую организацию от нелегальной или полулегальной.

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Банки — это понятно и прозрачно, лучше у них занимать, раз очень нужно. Но там, как известно, давать в долг готовы далеко не всем. Плохая кредитная история? До свидания, мы вам не помощники. Таких просителей, чего греха таить, хватает: год назад каждый восьмой россиянин оказался злостным неплательщиком по кредитам. А что будет дальше? По оценкам экспертов, должников в ближайшее время в России меньше становиться точно не будет. Признание банкротства? Да, есть такой вариант, но банкротами признают, мягко говоря, не каждого. Что же касается тех, кто только хочет взять кредит, то универсальных советов, по словам людей знающих, не существует, поскольку условия по займам и процентные ставки могут меняться. Но вот чего уж точно не следует делать, так это брать деньги у тех организаций, которые их готовы дать любому, сразу и с радостью. Такая радость порой может обернуться настоящим горем для должника. Без преувеличений.

Теги: должники закон
Лента новостей
Все новости