Во всеволожский музей «Битва за Ленинград» доставили танк времен Великой Отечественной войны
Столь торжественно встречают легендарный танк Т-70. 80 лет назад экипаж боевой машины в составе 22-го гвардейского полка первым ворвался в Мелитополь.
Этот танк 13 октября зашел в Мелитополь, проложил дорогу для всех остальных. За десять дней город был освобожден. Известно, что экипаж погиб. В дальнейшем танк был установлен на братском захоронении в Мелитополе.
Владимир Казаков, исполнительный директор регионального отделения «Российского военно-исторического общества» в Ленинградской области
Мелитопольская операция началась в конце сентября 1943 года и продлилась больше месяца. За это время солдатам Южного фронта под началом генерала Толбухина удалось прорвать линию обороны «Вотан» и отбросить нацистов на 50 − 300 километров, освободив почти всю Северную Таврию.
Самые ожесточенные бои были за Мелитополь в октябре. Освобождали город силами 28-й армии, 19-й танковой армии и 4-го кавалерийского корпуса. Стремительное наступление началось 13 октября, продлилось десять дней и завершилось успехом. В разгроме фашистов участвовали почти 70 различных военных формирований, которые включали пехоту, артиллерию, самолеты и танки, в том числе и Т-70.
Прежде чем танк подбили, экипаж успел уничтожить несколько опорных пунктов противника. О неравном сражении напоминают множественные пробоины, которые скрыты под металлическими заплатками. Одна из них находится на месте, где сидел водитель-механик Т-70: для него этот бой оказался последним.
Именно резвость и легкость Т-70 помогла экипажу быстро прорвать позиционную оборону фашистов в 1943 году. В мире танков эта боевая машина считается легковушкой, поскольку весит всего десять тонн. Для сравнения, Т-34 тяжелее в три раза. Т-70 оснащен небольшой пушкой 45 мм, пулеметом и двумя двигателями, суммарная мощность которых — 140 лошадей.
Теперь машину, которая стала частью истории, предстоит восстановить. Реставрацией займутся специалисты музея «Битва за Ленинград». По их словам, процесс ремонта непростой и включает как минимум три этапа.
Полностью надо срезать все сварные швы, которыми заделаны люки. Приварена намертво башня. После — разберем на отдельные фрагменты, их отправим в пескоструйную очистку. Зачищаем швы неисторические, будем собирать.
Виктор Смирнов, заместитель директора музея «Битва за Ленинград»
Потом Т-70 заново покрасят и поставят на гусеницы. В танке заменят двигатель и установят трансмиссию. Фактически после всех работ боевая машина будет как новенькая. Технику отправят обратно в Мелитополь, где Т-70 возглавит парад по случаю 80-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.