В Русском музее прошел открытый урок по реставрации полотен Григория Угрюмова «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство»
Реставрация картины как личный разговор с создавшим ее художником. Обычно этот процесс спрятан от посторонних глаз. Но Русский музей приоткрывает завесу его для тех, кто начинает свой путь в профессию.
Эта программа родилась сама собой, можно сказать. Из многолетнего сотрудничества с ПАО «Газпром», с «Друзьями Петербурга». С 19-го года нас связывают реставрационные проекты, и на протяжении всех этих реставрационных проектов мы старались показывать нашим студентам работу реставраторов.
Татьяна Павлова, заведующая отделом организации исследовательских программ Государственного Русского музея
В программе «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов» занято 36 студентов разных вузов. На этот раз на открытой реставрации в Русском музее присутствуют будущие мастера из Художественного училища имени Николая Константиновича Рериха. Они изучают полотна Григория Угрюмова, а вернее, повреждения, нанесенные картинам временем.
Есть утраты, которые не видны глазу. Но при помощи ультракрасного спектра мы наглядно видим.
Шедевры «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство» написаны были Григорием Угрюмовым по поручению императора Павла Первого на рубеже 18 и 19 веков. Находились Михайловском замке и в Эрмитаже. За более чем два столетия это первая их реставрация в Русском музее, причем такого масштаба.
Глазами можем наблюдать разрушение в виде трещинок, изломов, приобретенных прорывов за время бытования картины в 225 лет. За время их жизни, во время переездов их накатывали на вал, раскатывали, натягивали на подрамники.
Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Государственного Русского музея
Работу по восстановлению полотен (площадь каждого, кстати, около 20 квадратных метров) начали летом этого года. В Отделе технологических исследований их изучили фрагмент за фрагментом. После на основе выявленных повреждений был составлен подробный план реставрационных мероприятий. Сотрудники отдела рассказали и показали молодым коллегам, как это делается при помощи люминесцентной съемки и инфракрасного излучения.
До начала реставрации мы можем заглянуть под живописные слои и понять размер утрат. Это поможет реставраторам скорректировать свою работу, выбрать методики и сделать качественную работу.
Вячеслав Торопов, заведующий отделом технологических исследований Государственного Русского музея
Там тоже есть изображение, если кому-то будет плохо видно где я буду брать пробу, то можно смотреть там.
Отбор проб лака и грунтов — необходимая процедура перед реставрацией. На макетах фрагментов картин студенты сами провели химико-оптические исследования.
Этот этап очень важен, потому что мы понимаем, с чем мы работаем, какие пигменты использовались при создании, грунты, и понимаем о произведении больше, чем при обычном визуальном исследовании
Ксения Ручевская, студентка Художественного училища им. Н. К. Рериха
Программа «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов» создана в рамках направления «Наставничество» проекта «Друзья Петербурга». Направлена на погружение в музейную среду и передачу опыта признанных мастеров.
