В правительстве предлагают перевести школы с муниципального уровня на региональный
Много у кого из россиян есть нарекания по поводу того же содержания школ. А любую проблему нужно решать. Поддержка региональной власти, повышение квалификации преподавателей, а также максимально быстро решать материально-технические вопросы от покупки новой мебели до стройматериалов. Вот, пожалуй, главные задачи перевода российских школ с муниципального на региональный уровень. И, конечно же, финансирование. Если школа получает деньги не напрямую, а через муниципалитет, то проследить за их правильным использованием порой сложновато. Известны по стране случаи, когда из муниципального управления направляли эти средства не по назначению, чего уж греха таить. А региональное финансирование ситуацию якобы может исправить: оно станет более прозрачным, благодаря чему улучшается ремонт, оборудование для классов достойное и так далее. В общем, как будто бы всё хорошо и правильно.
Это абсолютно актуальная история. Связана она с развивающейся экономикой страны. Связана с тем, что на сегодняшний день действительно экономика больших цифр является основополагающей в принятии тех или иных решений. Обратите внимание, насколько серьезным образом развиваются центры управления регионами. Мы прекрасно знаем, что есть ситуационный центр Правительства Российской Федерации. Уже никого не удивляет то, что информация, как говорят, с земли поступает напрямую на самый высокий уровень, и так называемые дашборды как раз таки дают возможность объективной оценки той картины, которая присутствует непосредственно в каждом отдельно взятом не только субъекте Российской Федерации, но и в каждом отдельном субъекте той или иной отрасли.
Константин Тхостов, директор лицея № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга
И всё бы ничего, да только вопрос: а каждый ли регион потянет такую ношу в равной степени? Да, есть положительные примеры, и Ленобласть в их числе. У нас муниципалитеты, к слову, вообще не строят и не ремонтируют школы — регион сам справляется. А региональная программа реновации школ в Ленобласти уже 10 лет как действует. Фактически полностью перестроили более 65 школ и детсадов. Кроме того, в регионе строится еще 36 образовательных учреждений, в том числе 15 школ. Еще и образовательным учреждениям Донбасса помогаем. И ведь такими достижениями, к сожалению, пока могут похвастаться не все регионы, а тут еще и предлагают: возьмите-ка данный вопрос полностью на себя. Кроме того, есть сомнения и по поводу так называемой образовательной среды.
В каждом муниципалитете создается своя определенная образовательная среда. Условно, в Киришском районе, в Подпорожском районе, в Гатчинском, Всеволожском. И это очень сильно зависит от методической службы и от комитета по образованию, какие они инициативы на муниципальном уровне поддерживают. Ведь существует огромное количество мероприятий именно муниципальных, то есть это различные конференции для школьников, конкурсы, мероприятия для педагогов, которые проводит, как правило, методическая служба у нас в Гатчине, в соседнем районе. Когда же произойдет переподчинение, возможно, это в том числе скажется на этом аспекте. Вопрос, останется ли вот эта муниципальная уникальная своя образовательная среда или нет или всё будет унифицировано и всё будет переподчинено региону? Не знаю, тут будет вопрос между разнообразием или унификацией.
Иван Хеорхе, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Е. Ушинского
Проще говоря, не грядет ли так называемая уравниловка в образовательном процессе? Пока непонятно. И еще: конечно же, для каких-то сельских школ такие перестановки могут оказаться очень даже полезными. Особенно там, где муниципальное образование не особо богатое. Но здесь возникает вопрос в расстояниях. Стоит школа на краю области, края, республики. До нее региональным властям далеко, а муниципальным — близко, и ее проблемы те, кто ближе, могут знать лучше. Те же вопросы питания, развозки учеников на автобусе — всё это муниципалы в состоянии решить быстрее. А ведь сельских школ по стране более 50%. Другой немаловажный вопрос вызывает предложение правительства связать успехи школьников с доходом их педагогов, то есть речь не о победителях олимпиад или тех, кто показал высокий балл на ЕГЭ, а вообще обо всех учениках. По сути «монетизация» в виде поощрений наставникам.
Искусство педагога заключается не только в том, чтобы работать с талантливыми детьми, которым легко всё дается, но гораздо более сложная задача — работать с теми детьми, которые, условно говоря, отстающие. И от них добиться хороших оценок практически невозможно. И самая большая опасность, с моей точки зрения, что педагоги могут уйти в ту сторону, чтобы увеличивать там, где увеличивается, а там, где не увеличивается, вообще утратить свое внимание к таким детям и не пытаться хоть как-то их расшевелить, дать хоть какие-то знания.
Григорий Двас, ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
В общем, пока предложение только обсуждается, школьный вопрос из муниципального перерастает в более глобальный, а именно: если хотят уравнять все регионы по части перевода школ под их контроль, то кто уравняет сами регионы? И ответа пока по сути нет. А еще есть опасения, что после подобного перехода в подчинение региона жизнь школ станет слишком далека от властей. И чем больше регион, тем дальше. Как говорится, Ингушетия — не Якутия.
