Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В деревне Большое Стремление установили памятник ижорским гончарам

Керамика народа ижора была долгие годы забыта, но энтузиасты из Кингисеппского района вдохнули в нее новую жизнь и по найденным обломкам стали воссоздавать игрушки и посуду. Теперь многие областные мастера тоже творят в ижорском стиле.

Возрождать ижорскую керамику Николай Подрезов начал 11 лет назад. Образцами для работ послужили найденные в земле осколки. Как сказал Николай, в каждом изделии отражена душа его создателя, и он с особым трепетом и уважениям относится к ижорским гончарам, которые трудились на этой земле.

Я не перестаю удивляться. Это адский труд. Это привезти глину вручную. И то количество, которое они делали, на сегодняшний день я не могу это представить. Никакой фантазии не хватает представить количество труда, здесь затраченного.

Николай Подрезов, специалист ГБУК « Дом народного творчества» Ленинградской области

Спустя годы работ Николай установил в деревне Большое Стремление памятный знак, посвященный ижорским гончарам. В мозаике скульптуры присутствуют детали сохранившейся керамики. Посмотреть на торжественное открытие памятника пришли многие жители деревни.

Как показало сегодняшнее мероприятие, жители действительно с теплотой и большим радушием откликнулись и были рады тому, что на их земле были гончарные мастерские, именно здесь теперь установлен памятный знак гончарам большого стремления.

Ангелина Овсяник, директор ГБУК « Дом народного творчества» Ленинградской области

Народ ижора долгие годы славился своей керамикой, а деревня Большое Стремление была локальным центром гончарного производства. К началу XX века здесь насчитывалось более 80 семейных мастерских. Изготавливали преимущественно игрушки и посуду без лишней замысловатости.

Здесь всё было в местном производстве и приспособлено к местной жизни, поэтому изысков каких-то не было, как в каждой народной керамике. Здесь не было какого-то особого торга этими изделиями, как скажем, в нижегородчине, поэтому такая достаточно скромная по форме и по росписи.

Ирина Колобкова, старший научный сотрудник отдела народного искусства Государственного Русского музея

В 2012 году Николай проводил мастер-класс в деревне Вистино. Там у него появился ученик — Дмитрий Ткачев. Дмитрий впервые увидел настоящего гончара и вдохновился этим ремеслом. Не имея опыта, он сходу начал воссоздавать ижорскую керамику вместе со своим учителем, а позже открыл собственную мастерскую.

Когда я почувствовал глину в своих руках, я этой магией глины был потрясен и после этого не смог видеть свою жизнь без гончарного круга. И вот с помощью Дома народного творчества, Рыжова Андрея Григорьевича и Николая Васильевича Подрезова я сделал первые шаги в этом направлении.

Дмитрий Ткачев, хозяин гончарной мастерской Karavanika

На открытие памятника Дмитрий пришел со своим гончарным кругом. Он показал, как изготавливается глиняная посуда, и рассказал историю некоторых экземпляров.

Это глиняное изделие — традиционный ижорский рукомойник. Его в рамках мастер-класса изготовил гончар Дмитрий Ткачев. Принцип использования такого рукомойника достаточно простой: его за ушки подвешивали над тазиком, наклоняли и мыли руки. Особенность ижорского рукомойника в том, что его подвешивали в так называемом бабьем углу, где женщины мыли посуду. И так как он висел в углу, у него, соответственно, всего один носик.

Алексей Рязанцев, корреспондент

Теперь памятник гончарам — часть истории малого народа ижора и всей Ленинградской области.

Теги: кингисеппский район гончарное дело искусство большое стремление
Лента новостей
Все новости