В Царском Селе реставрируют уникальные залы Екатерины Великой
Во времена Екатерины
Великой погрузилась корреспондент ЛенТВ24 Елена Волкова.
Тонкостей бесконечное множество. "Калиброванные" зазоры
на плитке, идеальный блеск позолоты и тончайшая работа с хрупкими
материалами. К примеру, стены и потолок зала "Табакерка" будут
полностью выполнены из белого и голубого стекла. Всё, как во
времена Екатерины.
Как его закрепить? Приклеить нельзя. Это всё на крапанах, на специальных креплениях, это стекло надо сверлить. Начинаешь сверлить - оно колется. В общем, тут технологических забот более чем достаточно. С каждым элементом декора.
Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской
Интерьеры каждого из восьми залов воссоздают по довоенным
фотографиям. Реставраторы опираются и на немногочисленные
сохранившиеся фрагменты изысканного убранства.
После войны сотрудники ходили по руинам этого флигеля. Здесь мало того, что была война, плюс ко всему был пожар и многочисленные перестройки уже в 50х годах. Здесь было очень много бронзовых украшений. Образцы у нас есть, их нашли в тех же руинах. Бронза и стекло не горят и по этим образцам мы восстанавливали вот эти вот детали.
Марина Басова, старший научный сотрудник ГМЗ «Царское Село»
Личные апартаменты Екатерины II – шедевр эпохи классицизма. Для
этих уникальных комнат архитекторы использовали самые дорогие
даже по нынешним меркам материалы - китайские лаки, немецкую
керамику, цельное серебро и золото. Задача реставраторов -
воссоздать утраченную отделку с максимальной точностью. Чего
только стоит "повторить" императорский паркет из южноамериканских
пород дерева - палисандра и амаранта.
Мы смотрим вещи на всех этапах подготовки. И даже те, которые приняты в мастерских - вот они рядом, буквально в метре от тебя, мы имеем возможность и пощупать, и внимательно посмотреть. А после того, как мы привозим в интерьер и устанавливаем на свои места, возникают вопросы и иногда мы даже отказываемся от принятых прежде решений. Потому что здесь и работает пространство, и работает свет уже.
Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе
Реставрация длится уже не первый год, но за несколько месяцев
сотрудники музея заметно продвинулись вперед. Готова практически
вся лепнина, идёт монтаж стеновых панелей, роспись потолочных
плафонов и установка паркета. Не смотря на незавершенность,
некоторые залы уже поражают красотой. Например, Серебряный.
Названный в честь материала, из которого был изготовлен весь декор
рабочего кабинета самодержицы.
В 1789 году императрица приказывает убрать всё серебро из кабинета- со временем драгметалл почернел. С тех пор здесь возник вот такой интерьер, который сохранился вплоть до Второй мировой и сейчас воссоздаётся реставраторами.
Елена Волкова, корреспондент
Также кропотливая работа продолжается в Китайском и Купольном
залах, Зеркальном кабинете, Опочивальне и Рафаэлевской комнате.
Воссозданное личное пространство Екатерины Великой посетители
смогу увидеть в ближайшие три года.