У стен Выборгского замка можно примерить на себя роль кузнеца
Чтобы участвовать в мастер-классе по ковке, нужно выглядеть соответствующе. То есть надеть специальную одежду, чтобы не сгореть от окалин.
Добротный кожаный фартук, с такими красными фестивальными завязками. Это ваше, надевайте, пожалуйста.
Вот это наша заготовка. Из черной стали, толщиной три миллиметра. Как вы видите, она сделана по историческим канонам. Это реконструкция, недавно просто в Новгороде мы нашли станок с лазерной резкой. И буквально через 15 минут эту бездушную заготовку мы превратим в авторскую ложку. Для начала надо нагреть.
Фёдор Пушкарёв, владелец кузницы
Федор Пушкарев — из Петербурга. Родился в семье художников, закончил академию Штиглица по профилю «художественная обработка металлов». В 2014 году стал проводить мастер-классы по ковке в Северной столице, в 2020-м перевез кузницу в Выборгский замок — поближе к истории.
Горн, который используется в кузнице, на самом деле исторический. Он 14 века, и его восстанавливали. Это полевой горн, его переносили с места на место, чтобы на полях сражений можно было выковать новые орудия.
Как понять, готова ли заготовка ложки, чтобы мы ее вынули и ковали? По цвету. Смотрите, вот этот желтый цвет соответствует где-то тысяче-тысяче ста градусам. Как раз подходит, чтобы сталь хорошо деформировалась.
В кузнице восстанавливают атмосферу средневековья — под стать Выборгскому замку. Дарья Дмитриева учится в ЛГУ имени Пушкина. Вообще, она видеооператор и ведет социальные сети, но и ее ковка не оставила равнодушной.
Очень интересно. На самом деле, это легко достаточно. Связано с историей, тут работаем, всем интересно, всем весело: атмосфера средневековья — это круто. У нас тут такой набор, и мальчики, и девочки. Работаем, всё хорошо. Мы своим женским взглядом видим красоту, ровность какую-то. Тут не только сила нужна.
Дарья Дмитриева, кузнец
После печи из еще горячей заготовки надо сделать ложку. Для этого сначала придают форму ручке. Затем изделие снова разогревают при температуре до 1 200 градусов, чтобы провести трассировку.
Приготовьтесь. Держите. Крутите. Еще, еще, еще. Отлично, отлично. Еще разок. И стоп. Чуть-чуть назад. Отлично.
В этой кузнице много красивых изделий. Это и столовые приборы, и гербы, есть даже ключ от башни Святого Олафа — выковали по заказу музея. Мария Шляпникова работает в кузнице с начала ноября. Пригласила подруга — осталась, потому что влюбилась в местную продукцию.
Я рассказываю нашим гостям, покупателям о назначении разных необычных предметов. Например, вот, как вы думаете, что это? [Шило]. Это однозубая вилка. Она появилась в начале девятого века и является одним из первых приборов, которыми стали пользоваться люди.
Мария Шляпникова, сотрудница кузницы
Чтобы ложка стала ложкой, надо сделать черпало. Снова раскаленную заготовку помещают в форму, и ударами специальных молотков придают нужные очертания. Коррективы можно внести на любом этапе.
Это не то же самое, что керамика или стекло, которые когда сделал, ну, извините, уже не поправишь. А тут мы можем из сколько угодно кривой ложки за пару нагревов сделать всё ровненько.
Я понял, что я закрываю суперважную потребность современного мужчины. Который, например, занимается какими-нибудь документами, или юрист, или занимается IT-технологиями, это очень важная вещь, но он не может взять домой плоды своего труда и показать жене. А мужчине очень надо, что-нибудь сделать руками, чтобы были грязные ладони, уставший вид, и вот с этим чем-то прийти домой и сказать: «Людка, смотри! Это я сделал!» А Людка такая: «Васька, до чего же я тебя люблю! Иди сюда, обнимемся!»
Фёдор Пушкарёв, владелец кузницы
Последний этап — воронение. Ложку надо разогреть до 700−800 градусов, очистить от окалин специальной щеткой и окунуть в чан с воском. Такая процедура защищает изделие от коррозии.
Вот так у стен средневекового замка можно познакомиться со средневековой технологией, которая и в XXI веке может привлечь очень многих, добавить массу положительных эмоций и принести много пользы.
