Серые технологии. Телефонные мошенники: как они добираются до жертв и почему абонентов непросто защитить?
Найти телефонных мошенников в современном мире сложно. А вот те, кто предоставляют карты для перевода украденных денег, соучастники аферистов, на виду. Прокуратура Ленобласти через суд заставляет их вернуть средства. Так, сегодня у одного дроппера отсудили почти 150 тысяч рублей в пользу пенсионерки из Выборга. А буквально накануне — еще полмиллиона у дроппера, который помог обобрать жительницу Тосненского района.
Государственные обвинители держат на контроле исполнение судебных актов. А пока деньги возвращаются, сами мошенники так и остаются в тени. Их главное оружие — технологии, которые превращают телефонную связь в идеальное поле для преступной деятельности.
Они используют технологию обычной телефонии, так называемая VoIP-телефония, когда через интернет могут осуществляться звонки любого плана с подставными номерами. Подставные номера — это так называемый кодер айди, то есть та номерная емкость, которая отображается при поступлении звонка на ваш телефон либо через мессенджер, либо по прямому дозвону на вас, как абоненту.
Андрей Дрофа, эксперт по кибербезопасности
Эксперты признают: телефонная связь не предусматривает никакой защиты. Здесь можно резвиться сколько угодно. Сложность в том, что мошеннический звонок технически не отличается от обычного. Через мобильного оператора в день проходят миллионы вызовов. Узнать, какие из них нужно блокировать, нереально.
Спам звонок как раз таки можно определить. Это номер, с которого много звонков исходящих осуществляется. Если вы сами сделаете в день 20 звонков, на 21-й ваш номер тоже будет у абонентов отмечаться как спам. Это вполне нормально. А мошенники номера меняют. Они с одного номера не звонят. У них всё там очень хорошо продвинуто.
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
Мошенники пользуются уязвимостями — подкупают сотрудников сотовых компаний, чтобы получить базы данных. Или, например, через пособников в России организовывают работу GSM-шлюзов. Это такая технология, которая позволяет обзванивать Россиян с номеров отечественных операторов связи.
Это уже существует специализированный контактный центр, находящийся не на территории Российской Федерации, а те центры, которые функционируют круглосуточно по различным направлениям деятельности и по различным способам добычи информации. Добыть информацию — это либо вас обязывают сделать, либо получение вашей персональной информации, чтобы осуществить дальнейшую манипуляцию с вашими данными и вашими средствами.
Андрей Дрофа, эксперт по кибербезопасности
Работа у них, так скажем, подрядно-групповая, то естьтам один звонит, второй присылает сообщения, потом переадресовывает на третьего. Всё делается для того, чтобы как раз таки у жертвы создалось впечатление, что она имеет дело не с каким-то одним человеком, а с серьезной организацией.
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
С растущей армией аферистов борьба идет разными способами. Один из них эксперты называют системой контентного анализа разговора в реальном времени.
Тестируют системы контентного анализа в реальном времени. По каким-то ключевым словам. Если они произносятся в телефонном разговоре, тогда как-то можно какие-то делать выводы на основе этого. Но это всё тоже не очень надежно. Сегодня одни слова, завтра другие слова, и вообще все эти системы распознавания тоже стопроцентной надежности не дают.
Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion
Пока техники ищут решение, правоохранители тоже не стоят в стороне. Их новая тактика — бить по пособникам. Например, с 1 сентября этого года вступила в силу новая статья Уголовного кодекса за передачу абонентских номеров третьим лицам. Однако юристы считают: важнее напоминать людям о последствиях заработка легких денег.
Здесь важна просветительская деятельность, правовое просвещение населения. Чтобы люди понимали, что деньги из воздуха не берутся. Если кто-то тебе переводит деньги, а ты не знаешь источник этих денежных средств, ты скорее всего станешь соучастником преступления и понесешь реальную ответственность. Не только уголовную, но и материальную.
Александр Почуев, адвокат, эксперт в области сложных уголовных процессов
Сегодня самый лучший способ защиты от мошенников, по мнению экспертов по кибербезопасности, — не отвечать на звонки с незнакомых номеров и игнорировать сообщения от них. А если уж диалог завязался, главное правило — никогда не принимать никаких решений в состоянии паники. Мошенники на это и рассчитывают.
Вы замечаете, что вас нагнетают какими-то переживаниями. На вас давят. Это повод для того, чтобы положить трубку, прервать разговор и перепроверить еще раз правдивость той информации, которую вам сейчас сообщили.
Надежда Османова, клинический психолог
Новые методы борьбы с телефонным мошенничеством от полиции и прокураты дают надежду, на то, что случаев обмана станет меньше, но это всё еще борьба со следствием, а не с причиной. Пока не создана надежная технологическая защита, главный фильтр от мошенников находится в голове у каждого из нас.
