Реставраторы Русского музея показали ЛенТВ24, как восстанавливают картины
В Русском музее собраны работы разных школ и направлений, возраст экспонатов охватывает тысячелетие от IX до XXI века. Всего в Музее бережно хранится около полумиллиона артефактов.
Картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади» Константина Маковского Музей принял на хранение в 1897 году. Прошедшее время, как и смена исторических эпох, отразилось на состоянии полотна. Картина застала три разных эпохи: Российскую империю, Советский Союз и Россию.
В ноябре 2022 года в Музее решили заняться восстановлением полотна.
В наборе реставраторов есть масса приспособлений. Самое привычное и непривычное одновременно — сточенная пробка от шампанского.
Благодаря таким пробкам и их гладкой ровной стороне, когда происходит утрата красочного слоя туда скальпелем закладывается грунт. Заложили, грунтик высох, потом уже с помощью вот этой пробочки увлажненной растирается этот грунт и нивелируется четко в границах авторских утрат.
Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи
В разговоре Ольга Юрьевна признается, что при начале работы над картиной их ждал приятный подарок: на торцах остались фрагменты авторского холста с авторским грунтом, то есть картину восстанавливают теми же материалами, которыми написали.
Закончить реставрацию планируют к 20 февраля, чтобы такое произведение искусства стало украшением на выставке посвященной масленице, поэтому трудиться нужно, что называется, не покладая рук.
Площадь полотна более 6 кв. м. Чтобы создать холст такого размера, к примеру, из бумаги А4, нужно соединить вместе больше ста листов.
В соседнем цехе работают над рамой: аккуратными штришками расчищают загрязнения, укрепляют основу и восполняют утраты. Спешка здесь совсем не к месту.
Во время работы специалисты получили привет от коллег из прошлого.
Помимо подвижных фрагментов, были элементы, которые уже были приклеены в разное время на разные клеи и на синтетические, и на органические. И не все клеи были в одном уровне. Иногда они были приклеены с перепадом, а неровности были «подмастикованы», было также сделано золочение.
Ирина Веснина, заведующий отделом реставрации золоченой резьбы, художник-реставратор высшей категории
А что хотел показать автор своим масштабным шедевром? Ответ заключен в названии: «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади».
Сейчас лак, покрывавший краску, пожелтел, и композиция выглядит так, будто действо показано в сумерках, но реставраторы уверяют, что после работ перенесут героев во времени назад: освещение вновь станет дневным, как и задумывал автор.