«Куклы большой страны» в Музее политической истории России
Больше ста экземпляров уникальных свидетелей времени, привезенных из разных стран мира. Дореволюционные, советские, из винила и колкого пластика, массовые и редкие — всё это «Куклы большой страны». Самые разные представители эпох смотрят сквозь стекла музейных витрин.
Куклы привязаны к тематике нашего музея, называется «Куклы большой страны», 15 республик, как дружно мы жили, и костюмы, показанные на куклах, как раз и рассказывают, в каких платьях, кокошниках, обуви ходили народности 15 республик, и всё отражено в кукле.
Ирина Селина, хранитель Фонда вещественных реликвий Музея политической истории России
Советская игрушка — проводник идеологии и предмет массовой культуры. В 30-е годы ее задумывали как важный инструмент воспитания советских детей. Тогда шагнули вперед и технологии: их начали изготавливать из прессованных опилок, целлулоида и резины, а не как раньше из фарфора. Любимыми героями стали красноармейцы, летчики, краснофлотцы и полярники. А позже появилась первая авторская кукла художницы Марии Киселёвой.
Советская кукла Ляля выпускалась с конца 30-х по конец 60-х годов на фабрике в Нахабино. Но зачастую и другие производства делали таких же Ляль, и отследить тогда это было трудно. На первый взгляд куклы абсолютно одинаковые, но если присмотреться, по лицу оригинальная Ляля гораздо шире. Того же касаются и кисти рук: одни куклы держат их в определенном согнутом положении, а другие — выпрямленными.
Отражением технологического прорыва страны становятся куклы 50−60-х годов: врачи, инженеры, строители, космонавты — настоящие архетипы будущего. Раньше кукол делали небольшие артели, позже — уже массовые производства. На выставке есть представители «Ленигрушки», московских фабрик и других ведущих советских предприятий. До наших дней сохранились и очень редкие коллекционные куклы.
Это кукла Зоя, называли ее еще Нюша. Причем эта кукла редкая в коллекциях и у коллекционеров. Одета она, к сожалению, здесь не в аутентичном костюме, в котором она продавалась. Таких кукол могли дарить на разные мероприятия, на заводах, фабриках и представителям разных стран.
Ирина Селина, хранитель Фонда вещественных реликвий Музея политической истории России
Все эти куклы попали в музей из рук петербургского коллекционера Ирины Овчинниковой. За 25 лет она собрала порядка 15 тысяч игрушек. Покупала на аукционах, блошиных рынках и у других коллекционеров. Игрушки из ГДР, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии — откуда только не пополнялась коллекция. В какой-то момент Ирина поняла, что у нее полный ассортимент каждой фабрики. Сегодня она может определить, где изготавливалась кукла, даже не смотря на клеймо.
В зависимости от качества полиэтилена, от его особенностей, от его фактуры и даже от цвета соединения с красителем очень часто можно определить, что это за фабрика, что это за игрушка, даже по возникновению синяков. В принципе, если уж совсем непонятно, кто, и возникают вопросы, то механизм крепления глаз, форма ресниц, ну, я уже не говорю про одежду и обувь, может указывать на фабрику. Но если обувь и одежда могут быть переодеты, то что касается механизмов внутренних — руки и ноги крепились по-разному, немножко разные шарниры.
Ирина Овчинникова, коллекционер
Когда коллекция Ирины стала занимать достаточно много места, она начала задумываться о передаче ее в музей. Какими бы увлеченными ни были коллекционеры, у музеев гораздо больше возможностей для научного изучения, сохранения экспонатов и демонстрации широкой аудитории. К слову, выставка уже успела получить большой отклик у посетителей и пополнить книгу отзывов положительными эмоциями, ведь все мы родом из детства.
