Картины художников Победы представили в выставочном зале Смольный
Холстом порой служил маленький клочок бумаги, а кисть и палитру заменяли карандашом или мелом. 14 полотен относятся к экспозиции лодейнопольского историко-краеведческого музея, преемника музея Свирская победа, который появился еще до окончания Великой Отечественной войны, в 1944-м году. Руководил созданием музея свидетель Свирско-Петрозаводской операции, художник, до войны писавший полотна на тему спорта, Ярослав Титов.
После завершения боев, после завершения Выборгско-Петрозаводской наступательной операции, еще год не прошел, а уже приняли решение об открытии музея. Мы все знаем, что музей блокады начал формироваться до завершения войны. Но музей Свирской победы абсолютно в этом плане идентичен.
Владимир Цой, заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета по сохранению культурного наследия
На этих полотнах – еще не знамя победы, а фронтовая полоса, картины пленения, пейзажи полуразрушенных домов.
Сами картины - это, конечно же, соцреализм в различных вариантах. У каждого художника был свой стиль, их индивидуальность достаточно ярко проявлялась. Многие были начинающими художниками, некоторые успели получить художественное образование до войны и даже поучаствовать в крупных выставках. Ну а графические работы отличаются тем, что их нужно было выполнить за достаточно короткое время.
Вячеслав Масунов, старший научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области
Иногда фронтовые художники писали портреты друг друга. Евгений Расторгуев создал портреты Павла Шубина, Всеволода Рождественского и будущего президента академии художеств Бориса Угарова. Ценность этих полотен не в широте цветовой палитры или богатстве стиля. Это документальный и символический источник окопного реализма и высокого патриотического чувства.