Как устроен театр? Закулисье «Святой крепости»
Я думаю, что «Святая крепость» в представлении особо не нуждаются. Театр хорошо знают не только жители Выборга, но и гости города. А теперь пришло время познакомиться с малоизвестной его стороной — увидеть закулисье и узнать, как же рождаются спектакли.
Художественный руководитель встречает нас на улице. Говорит, именно картины повседневной жизни — неиссякаемый источник вдохновения.
Режиссер ищет пьесу, созвучную его творческому эго, и начинает работать с художниками. Вот туда мы сейчас и пройдем. Вот это наши мастерские, собственно говоря, здесь рождается всё: и куклы, и костюмы, и декорации, и самое главное — замыслы.
Юрий Лабецкий, художественный руководитель-директор Театра драмы и кукол «Святая крепость», заслуженный деятель искусств России
У нас две великолепные портные, Наталья и Татьяна. Они прямо моделируют, они делают выкройки, то есть это всё они сами делают.
Валентина Панова, заведующая художественно-оформительской мастерской
Уже воплощенные в жизнь наряды хранятся в костюмерном цехе, но во время постановок некоторые из них переносят прямо за сцену.
Что такое зарядка? Это заряжаются костюмы на время, когда идет спектакль. Вот, допустим. Актриса выбежала, у нее готово пальто, ее встретили.
Галина Борисова, заведующая костюмерным цехом
Проживать с актерами страницы сценария — прерогатива не только костюмеров, но и реквизиторов.
Читка у нас прошла, и мы с актерами пошли на сцену. Они ногами, и мы с ними тоже. Начинаем с чашки, со стакана. Вот это здесь надо подать, это здесь поставить. Актер ждет именно к тому месту, где это должно находиться там.
Наталья Петрова, заведующая реквизиторским цехом
Вещи в театре оказываются по-разному. Что-то приносят в дар, а что-то занимает место на полках волею случая.
Один банк расформировывался, а нам нужен был медведь. Причем настоящая фигура. И они нам сказали: «Ой, мы вам за копейки отдадим». И они нам продали тысяч за 5. Ну, смешно такую настоящую фигуру. Она говорит: «Лишь бы в хорошие руки».
Юрий Лабецкий, художественный руководитель-директор Театра драмы и кукол «Святая крепость», заслуженный деятель искусств России
Отдельное место и в реквизиторском цехе, и в жизни театра занимают куклы. Есть горячо любимые, но простенькие, еще со времен первой постановки. А есть даже портретные. Узнали Леонида Утесова и Клавдию Шульженко?
Ну как вот? Три человека управляется. Господи, какой тяжеленный. Кто-то работает с руками, кто-то работает с головой, с мимикой, кто-то с ногами.
Юрий Лабецкий, художественный руководитель-директор Театра драмы и кукол «Святая крепость», заслуженный деятель искусств России
Отношение к куклам в «Святой крепости» такое же, как к настоящим актерам. Разве что у последних условия для размещения чуть лучше.
У каждого есть свои шкафы, зеркала, радио, чтобы слышать всё то, что происходит на сцене. И вот тут они переодеваются, готовятся к спектаклю, отдыхают.
Евгений Никитин, заслуженный артист России
Из-за нехватки места мужскую и женскую гримерки буквально построили на крыше. В сентябре этим пространством делятся с джазовыми музыкантами.
Народ там собирается внизу. И отсюда шуруют. Подсветочки делают всякие разные.
Юрий Лабецкий, художественный руководитель-директор Театра драмы и кукол «Святая крепость», заслуженный деятель искусств России
Без дела не остается ни один сантиметр пространства. Даже буфет в отсутствии посетителей превращается в место для репетиции.
— О, ну Вы сегодня выглядите…
— Выгляжу, но плохо.
К сожалению, эфирное время, как и пространство театра, тоже ограничено. В этот раз мы не успеем рассказать о работе монтировщиков сцены или раскрыть тайну, что называют «дурилками». Зато успеем поделиться секретом, что чаще других в «Святую крепость» заходит кошка по кличке Соня.