Как Пулково справилось с закрытым небом и что делать при задержке и отмене рейса
Ночной кошмар каждого путешественника можно уместить в три слова: ваш рейс отменен. И ладно, когда вы одни на весь аэропорт с такой проблемой — все вопросы можно решить оперативно, но вот если разом отменяются и задерживаются десятки рейсов и тысячи пассажиров остаются в неизвестности — это серьезное испытание для всей сложной транспортной системы. С субботы до утра понедельника по всей России авиакомпании отменили 485 рейсов, задержали — почти две тысячи. Петербургский аэропорт не стал исключением: кадры с застрявшими на долгие часы в терминале людьми облетели все соцсети. Однако если аэропорт не может выпускать самолеты в полном объеме несколько дней, такое столпотворение неизбежно.
Все службы аэропорта работают в усиленном режиме, мы делаем всё для того, чтобы распределить потоки пассажиров, активно информировать и обслуживать всех, кто ожидает рейсов.
Александра Саблина, руководитель пресс-службы аэропорта Пулково
Сейчас главная цель Пулково — стабилизировать расписание. Пока действовали ограничения, сотрудники аэропорта делали всё возможное для комфорта пассажиров: выдавали складные стулья и мягкие пенки. Закон накладывает обязательства и на авиакомпании. Например, при задержке рейса до двух часов женщинам с детьми до семи лет должны предоставить доступ в комнату матери и ребенка. Если и дальше не получается вылететь, с перевозчика — холодные напитки.
В случае если задержка вылета уже более четырех часов, то авиакомпания уже обязана предоставить горячее питание и предоставлять его в дальнейшем каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время. В случае если задержка вылета уже более восьми часов днем и шесть часов ночью, авиакомпания обязана предоставить отель, а также трансфер до данного отеля.
Валерия Слончак, юрист
За соблюдением прав пассажиров следят в Транспортной прокуратуре. В Пулково ее сотрудники работают во время всего периода массовой задержки рейсов — развернута круглосуточная мобильная приемная надзорного ведомства. Именно туда можно обращаться за разъяснениями и помощью.
В Пулково продолжает работу мобильная приемная Транспортной прокуратуры. На настоящий момент более 250 человек получили правовую помощь. Поступило 30 обращений, в связи с чем Транспортной прокуратурой проводится проверка соблюдения прав пассажиров. Надзорные мероприятия продолжаются.
Олег Шишкин, помощник Санкт-Петербургского транспортного прокурора
Задержка вылета — ситуация неприятная, но хотя бы понятная: нужно просто следовать инструкциям и знать свои права. Кстати, можно и отказаться от полета. Такой отказ считается вынужденным, и компания должна вернуть стоимость авиабилета, даже если он был невозвратным. Это работает, если рейс задержали по вине перевозчика. То же самое и с отмененными рейсами. Обычно в такой ситуации большинство авиакомпаний стараются вывезти своих пассажиров на других самолетах или предоставить денежную компенсацию. Но что делать, если один рейс — это всего лишь часть путешествия, и вы транзитный пассажир, которому надо успеть на пересадку?
Если билеты вы покупали в одной авиакомпании, то авиакомпания также вам должна предложить альтернативный перелет по вашему окончательному месту прибытия. В случае если это были две разные авиакомпании, скорее всего вы потеряете второй билет, но при этом вы сможете взыскать данный ущерб с первой авиакомпании, по вине которой вы опоздали на второй ваш рейс.
Валерия Слончак, юрист
Конечно, даже частичное закрытие неба приносит просто массу неудобств. Пассажиры нервничают, а у сотрудников аэропортов становится в разы больше работы. Но для нашей страны такие вызовы уже не в новинку - в том же Пулково есть релевантный опыт, который применяли и в эти выходные.
С момента открытия обслужено 235 рейсов, и это практически 35 тысяч пассажиров. Сегодня в течение суток мы планируем обслужить 86 тысяч пассажиров. Для сравнения, в 2024 году аэропорт Пулково обслужил рекордную для себя 81 тысячу пассажиров.
Александра Саблина, руководитель пресс-службы аэропорта Пулково
Хотелось бы, конечно, без таких экстренных рекордов, но безопасность куда важнее. И когда дело касается самолетов, это, кажется, очевидно всем. Лучше подождать на земле и лететь уже точно по чистому небу.