Эмоции или расчет: чего добивается Алиев из-за крушения самолета
Трагическое крушение самолета AZAL под Актау перед самым Новым годом принес горе в семьи погибших – в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и в самой России.
Азербайджанцев погибло больше – по данным на 25 декабря, всего на борту было 67 человек, из них 37 граждан Азербайджана, 16 человек из России, 6 из Казахстана и 3 из Киргизии.
Меряться или нет размером беды по числу оборвавшихся жизней - каждый решает сам. И делает выбор: как вести себя в этой общей для всех четырех стран трагедии.
Вот и президент Азербайджана, как следует из его публичных выступлений, такое решение принял.
Причем, на сегодня оно выглядит так, будто Ильхам Алиев решил использовать случившееся в каких-то политических комбинациях – без всяких скидок на сбережение отношений с Москвой. И без какой-бы то ни было рефлексии по поводу горьких долгов Азербайджана перед Россией.
Давайте вспомним.
В 2020-м, 9 ноября, над территорией Армении вблизи границы азербайджанского анклава - Нахичеванской автономной республики – из ПЗРК был сбит российский вертолет Ми-24. Два члена экипажа погибли, один эвакуирован с травмами средней тяжести на аэродром базирования. Азербайджан признал ответственность и пообещал наказать виновных. Алиев извинялся перед Путиным лично. Наказан ли кто-то? Ни сведений о соответствующем судебном процессе, ни имен виновных лично я в российских СМИ не нашла.
Как и публичного гнева в адрес Азербайджана со стороны российских официальных лиц.
В 2023-м, 20 сентября, Минобороны России сообщило, что российские миротворцы были убиты из стрелкового оружия в тот момент, когда возвращались с наблюдательного поста в районе населенного пункта Джанятаг – это Нагорный Карабах. Убиты наши миротворцы были азербайджанскими военнослужащими.
На следующий день Ильхам Алиев позвонил Владимиру Путину и дал слово, что будет проведено самое тщательное расследование, и все виновные понесут должное наказание.
Информация о том, что подозреваемые уже задержаны – была. Какое они понесли наказание? Сведений о решении суда, а также имен виновных в российских СМИ я опять-таки не нашла. Как и публичных гневных отповедей российских официальных лиц в адрес Азербайджана.
Возможно, у России и Азербайджана просто разная политическая культура – а она действительно разная. К примеру, так глумиться над поверженным противником, при всем к нему неуважении, у нас не принято.
Однако после крушения самолета AZAL под Актау Ильхам Алиев не отказался от жестких и хлестких заявлений в адрес России, не дожидаясь официального заключения о происшествии. Уже после телефонного разговора с Владимиром Путиным президент Азербайджана публично занял жесткую позицию: российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном.
«Они должны признать свою вину и наказать виновных, привлечь их к уголовной ответственности и выплатить компенсацию пострадавшим пассажирам и членам экипажа», - сказал тогда Алиев.
Затем, 6 января 2025 года, Алиев публично, встречаясь с членами семей погибшего в авиакатастрофе экипажа и выжившими бортпроводниками – это получилось такое особое мероприятие на государственном уровне – заявил:
«Мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения».
Когда кто-то говорит, что от кого-то чего-то «требует», звучит это так, будто по доброй воле ему все это не предоставляют – ни справедливости, ни прозрачности, ни человечности. Куда торопится Алиев? Просто эмоции? Или он преследует какую-то цель?
Версии есть разные. Одна из них: внутри Азербайджана есть силы, которые способны «качать» настроения населения, и таким образом добиваться от Алиева удовлетворения тех или иных своих интересов. В этом случае президент жесткой риторикой просто пытается эту раскачку упредить и купировать – в расчете на терпение и понимание Москвы.
Еще одна версия – игра вокруг Зангезурского коридора. Ходят упорные слухи, что Армения сформулировала некое «приемлемое» для Азербайджана предложение по Зангезурскому коридору, но при этом выдвинула условие: отказ от размещения российских пограничников в этом коридоре должен быть озвучен Москве именно Алиевом. То есть именно Баку должен сообщить России, что «она не нужна странам Южного Кавказа». Информация, правда, активно муссируется с 19 декабря 2024 года, а авиакатастрофа случилась позже, но повод для конфронтационной обиды – более чем подходящий.
Версия, на мой взгляд, все-таки сильно притянутая, но тут важно другое - ее авторы фиксируют:
«Ощущение такое, что Алиев в реальности ищет причину для ссоры».
И вот с этим ощущением согласиться уже легче.
Впрочем, есть и еще одна версия – очень простая. Просто президент Азербайджана в качестве потерпевшей стороны рассчитывает на получение каких-то особых выгод и привилегий от России - мало ли у нас совместных проектов, где можно поторговаться, кто сколько чего вкладывает и сколько в итоге получает?
Как версия – вполне рабочая, на мой взгляд.
Может, конечно, Алиев подозревает, что президент Чечни постарается вывести из-под наказания тех, кто, возможно, допустил нестыковку в своих действиях при защите Грозного от атак украинских БПЛА. Но это вопросы, которые Алиев мог одни на один задать Владимиру Путину, и я не сомневаюсь, какой ответ он в этом случае получил бы: по итогам расследования будут приняты все меры, предусмотренные законодательством РФ. Оставалось только чуть подождать.
Так что как версию – принять можно, но с пометкой: «Очень слабая».
И только одна версия выглядит откровенно нереалистичной. Это та, которая все заявления Ильхама Алиева по случившейся трагедии предлагает списать исключительно на эмоции. Вот тут, как Станиславский, я говорю: «Не верю!».
И тем не менее: какая бы из версий не оказалась верна, свою чашу за крушение самолета AZAL и гибель людей нам еще предстоит испить, и сполна. И, надеюсь, извлечь уроки. По всем направлениям.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции