Две ставки: новая концепция миграционная политика России на подходе
На Петербургском международном юридическом форуме активно обсуждается задача изменения миграционной политики в России.
Вот и Александр Бастрыкин заявил, что «самое главное – изменить миграционную политику в России. И вряд ли потому, что ему захотелось выступить в роли «капитан очевидность».
Не мог председатель Следственного комитета России забыть слова президента России, сказанные, кстати, в этом же июне и тоже в Петербурге - на пленарном заседании ПМЭФ:
«Осмысленной миграционной политики у нас пока не выстроено. У нас был единый орган когда-то, его потом передали МВД по соображениям вопросов безопасности. Получается ли там эффективная работа или нет - большой вопрос», - цитата по РИА Новости
Похоже как раз на то, что Бастрыкин просто решил подтвердить: он-то и его ведомство президента слышат и понимают, и давно готовы предложить если не сам план изменения миграционной политики, то, как минимум, концептуальные подходы. А претензии должны быть вообще не к силовикам, а, к примеру, к законодателям.
Оставим сейчас в стороне те его слова в адрес Государственной Думы, которые Александр Иванович произнес на ПМЮФ: они пока уже затмили все другие акценты его выступления, но это – другая тема.
Мы же давайте обратим внимание на то, что генерал юстиции именно теперь решил прямо заявить, что бизнес, который делает ставку на массовый завоз трудовых мигрантов, исходя из своих чисто экономических интересов, мягко скажем, не совсем прав. Потому что, настаивает Александр Бастрыкин,
«При привлечении на работу мигрантов нужно руководствоваться вопросами национальной безопасности».
Не приходится сомневаться, что у председателя СК РФ достаточно оснований для подчеркивания именно этого аспекта в миграционной политике. Но в этой его озвученной позиции, как представляется, есть все же нечто большее, чем вполне понятный профессиональный взгляд на вещи. Здесь слышны отголоски дискуссий, которые уже идут в верхних кругах – и не только среди силовиков.
И одна из ключевых концепций, похоже, - ставка на собственные ресурсы:
«Необходимо разработать механизм функционирования внутренней миграции, обеспечив достойный уровень гарантий соотечественникам, используя опыт советского прошлого», - заявил Александр Бастрыкин.
Мысль интересная, конечно – сделать ставку на мобильность внутренних трудовых ресурсов, мотивируя людей именно «достойным уровнем» вознаграждения и гарантий. Как, действительно, было во времена СССР: народ знал, что, поработав «на Севере» или на том же БАМе пару-тройку лет, можно заработать и на машину, и даже на кооперативную квартиру. Чего никак не получалось сделать, не выходя из зоны комфорта, и оставаясь даже в столицах, не говоря уже о небольших городках.
Однако тут сразу же напрашивается задача четкого планирования, которое должно будет обеспечить государство, потому что надо же и перекосов не допустить.
Один пример. Еще в конце 2021 года в Ленобласти губернатору Александру Дрозденко пришлось решать вопрос со школьными автобусами. Точнее, с водителями, которые стройными рядами рванули в Усть-Лугу: заработки там, разумеется, куда привлекательнее. И все бы хорошо – и проект стратегический, и местные, а не завозные, водители довольны, но у окрестных жителей-то – проблема!
Тогда ее как-то разрешить удалось, - в ручном режиме, не системно. Но проблему кадрового голода глава 47 региона - динамично развивающегося и знаменитого своей интенсивной работой с инвесторами, - пустить на самотек никак не мог. Александр Дрозденко и его команда вообще известны тем, что не очень-то ждут, пока какое-то решение в Москве примут – ищут, пробуют свои варианты.
И вот - свежая новость на тему: идея обмена рабочей силой с Белоруссией – пока в стройкомплексе. Причем, судя по информации о поездке губернатора Ленобласти Александра Дрозденко в братскую республику Союзного государства, это уже и не идея даже, а конкретно принятое решение. Интересные, надо сказать, перспективы открываются.
Этот эксперимент Ленобласти, как и недавнее щедрое решение президента об индексации пенсий работающим пенсионерам, а также высказывания Александра Бастрыкина – это все маркеры того, что самая серьезная ставка делается именно на внутренние ресурсы.
Что, впрочем, не закрывает тему трудовой миграции из стран ЕАЭС.
Тем более, что это противоречит правилам организации, которую мы с таким трудом создавали, и которая нам очень нужна. Как недавно прямо сказал вице-премьер РФ Алексей Оверчук «это и плата, которую мы платим за свою безопасность и за стратегическую глубину».
И тут в одной связке идут новые русские школы в республиках Центральной Азии, и совсем свежие новости со все того же Петербургского международного юридического форума. Сегодня, выступая на ПМЮФ, глава Федеральной Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что требования для мигрантов на экзамене по русскому языку для получения ими необходимых документов должны быть такими же, как для выпускников школ.
То есть еще одна серьезная ставка – на обеспечение качества трудовых мигрантов. И, скорее всего, какая-то новая двуосновная концепция миграционной политики России совсем скоро будет представлена президенту и стране.
Однако все знают, что очень многое будет зависеть от третьей точки опоры – от практики.
И тут, несмотря на самый разнообразный негативный опыт, хочется быть оптимистом. Потому, что пессимистический сценарий нам ну, совсем ни к чему.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции