Что происходит со стоимостью за обучения в вузах и почему ее предлагают регулировать?
2019 год. Средняя стоимость очного обучения на бакалавриат — примерно 137 тысяч рублей в год. Проходит пять лет, и выясняется: цена взлетела аж до 190 тысяч. Это в среднем по России за исключением Москвы и Петербурга. Отдельные программы в особо именитых вузах столицы и города на Неве и вовсе «прыгнули» до полумиллиона рублей. Прямо как будто платишь за обучение за рубежом, а не в родной стране. И, согласно прогнозам, в этом году еще на 25% ожидается скачок. Но главная проблема в том, что рубль в данном случае бежит впереди инфляции. А так быть не должно. И в Мосгордуме уже соответствующее предложение разработали, направив на рассмотрение в Госдуму. Главный посыл — надеть на цены за обучение в вузах если не строгий ошейник, то хотя бы держать на коротком поводке. А то несправедливо как-то получается: полмиллиона в год не каждая семья может отдавать.
В целом, как мне кажется, ситуация с высшим образованием в России достаточно сложная. Я имею в виду стоимость высшего образования. Действительно, за последние годы стоимость высшего образования росла, сильно опережая инфляцию. И в целом это связано с тем, что есть гонка за получением высшего образования как более престижного с точки зрения будущих обучающихся и их родителей. И понятно, что рост стоимости высшего образования ограничивает многих людей в возможности его получения.
Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления
По словам экспертов, ничего удивительного в таком росте как будто бы нет. Мол, нужно закупать оборудование, опять же, ремонт, индексировать и повышать зарплаты преподавателям и так далее. Да, эти расходы вполне обоснованы, особенно касаемо заработных плат. Но бег впереди инфляции всё-таки вызывает вопросы среди граждан России, один из которых: высшее образование — это удел элиты? Ведь студенческий контракт еще в 2020-м обходился в 36% от годового бюджета семьи. Сейчас якобы этот показатель снизился до 25%, но малообеспеченных семей всё равно хватает. И что же делать их детям, если на бюджет поступать не получается? В общем, цены сдерживать и правда надо, но как? Ведь о предложении из Мосгордумы пока ничего не известно. Так какие варианты?
На самом деле, практика в разных странах разная. Разная ее эффективность, и тут нельзя говорить, что какие-то определенные меры для России подошли бы. Тут необходимо экономическое моделирование при участии ведущих вузов, обсуждения этих мер. Но основными мерами могут быть, например, установление предельных коэффициентов к нормативам затрат на обучение. Или, например, создание каких-то образовательных программ с господдержкой помимо тех, что существуют. Может, расширение программы, создание фондов целевого капитала вузов, некоторые вузы, кстати, используют этот инструмент. Можно развивать инструменты региональных грантов в программе поддержки для вузов. Или, например, ограничивать рост цен уровнем инфляции. На самом деле, по действующим договорам на образовательных программах такая мера обычно есть, она Минобром установлена, но, возможно, необходимо установить ее и для абитуриентов до того момента, как договор был заключен.
Венера Шайдуллина, директор Исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право»
Кстати, о программах. Они еще зачастую называются программами лояльности и имеются если не во всех, то в особо крупных вузах. Получить вознаграждение за приглашение новых студентов, скидки на обучение в зависимости от успеваемости. С одной стороны, хорошо, стимулирует, мотивирует и так далее. С другой — порой уж больно сложные условия участия. А иногда дело и вовсе доходит до того, что студент только и думает о скидке, боясь получить плохую оценку. А если получит двойку и лишится вузовской привилегии, то всё — он не в касте избранных. И нет, это не преувеличение: молодые неокрепшие умы очень часто склонны драматизировать, боясь быть отвергнутыми. А если быть до конца откровенными, то в России уже не один десяток лет настоящий культ высшего образования, дипломы о котором, согласно данным за прошлый год, есть у 54% россиян. В США, например, высшее образование есть у 38%. И ничего, не бедствуют, распределение труда налажено. А в Китае и вовсе около 7% с дипломами из вузов.
Если мы говорим о том, что высшее образование — это некая галочка в резюме, которая должна быть, это одно. Если мы говорим о том, что получение высшего образования — это осознанный выбор, который основан на понимании того, что современная экономика с ее высокими технологиями может эффективно развиваться только при наличии высококвалифицированных трудовых кадров, то это совсем другое. И здесь мы плавно переходим к совсем другому показателю — показателю качества образования. Я посмотрел статистику и имею свое представление об этом качестве. Оно до сих пор не упало, как это могло бы ожидаться.
Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета
И многие говорят: нужно вообще сделать образование бесплатным, как в СССР. Но нужно помнить об одном: в советские времена была совсем другая модель экономики, и была она не рыночная. И бесплатного образования в стране с рыночной экономикой по сути быть не может. Да, есть бюджетные места, а поступившие на них студенты учатся за счет государства, а не родителей. Вопрос в другом. Например, в этом учебном году общее число бюджетных мест в российских университетах — 619 тысяч.
А сколько их на платной основе, неизвестно, поскольку контролировать такой прием государство начало только с 1 сентября этого года, и полноценное регулирование должно вступить в силу только с 2026-го. Известно одно: сейчас по стране учатся более восьми миллионов студентов. И родители очень многих из них порой с ужасом ждут расценок за новый учебный год. По крайней мере, пока.
