Чем опасны гаджеты для детей и как не потерять ребенка в виртуальном мире
Невозможно отрицать, что в последнее время мир захватила эпидемия детей с планшетами и телефонами в руках. Часто активные пользователи видеохостингов и игр еще не умеют ходить, но уже сидя в коляске легко управляются с сенсорными гаджетами. Их родители в это же время предпочитают не общаться со своими чадами, а так же «залипать» в сети.
Так проще, так легче, потому что занять ребенка, особенно в младшем возрасте, в дошкольном возрасте, бывает трудно, сложно и, в общем-то, не интересно для родителя, и очень хочется побыть с самим собой, со своими делами. А ребенок может мешать, вторгаться в пространство, поэтому проще ему дать такую «цифровую соску». Если мы наблюдаем картину, когда родитель просто занимает своего ребенка гаджетом, то, конечно, это не идет на пользу ни родителю, ни ребенку, ни их взаимоотношениям между собой.
Дмитрий Панасюк, психолог-консультант
Врачи и психологи предупреждают: до двух лет вообще не стоит давать детям гаджеты. Существует целый ряд негативных последствий для здоровья и психики: от задержки речевого развития до трудностей с концентрацией внимания и проблем с осанкой и зрением. Но страшнее всего — ложная картина мира, которая формируется в неокрепшем мозгу.
Особенности формирования головного мозга, эмоциональной, социальной сферы развития детей происходят под воздействием в том числе гаджетов. Плоская картинка, соответствующие нехарактерные для социума движения, какие-то обороты речи, цветовая гамма, когда это всё в одной плоскости, когда нет объема, то у ребенка формируется соответствующее восприятие действительности.
Игорь Кашаба, врач педиатр, иммуногенетик, специалист по соединительнотканной и интегративной медицине
Однако не стоит забывать, что гаджеты, как и любая новая технология — это лишь средство. Гораздо важнее то, как они используется.
Если мы говорим о совместном времяпрепровождении и игры родителя с ребенком, то вполне можно с 4−5 лет использовать это как игру, как настольную игру, брат с сестрой вместе могут поиграть, и тогда в этом никакого вреда не будет. Это вопрос ограниченности во времени.
Дмитрий Панасюк, психолог-консультант
Когда дети подрастают, проблема гаджетов становится куда более сложной. Добавляются новые риски: побег в виртуальную реальность и усугубление сложностей в общении. Подросток может закрыться в своём мире и пытаться компенсировать неудачи в реальной жизни агрессивным поведением в интернете. Там же он может попасть под влияние мошенников или экстремистов. Но главная сложность заключается в том, что простого решения для проблемы чрезмерного увлечения подростков гаджетами при современном уровне цифровых технологий просто не существует. Полный запрет работать не будет и даже может навредить.
Это противоречит задачам возраста, потому что придя в школу, в какой-то кружок, секцию, подросток будет себя чувствовать белой вороной, он будет вне контекста. По сути гаджет — это инструмент. Инструмент коммуникации, инструмент взаимодействия, получения информации. И если мы лишаем сейчас этого инструмента, то есть он не сможет заказать подарок для мамы через онлайн, узнать информацию для реферата, не будет пользоваться искусственным интеллектом, то он останется за бортом нашего реального мира.
Дмитрий Панасюк, психолог-консультант
Также психологи предупреждают, что «мягкая сила» в виде установки на устройства родительского контроля одним детям помогает сформировать здоровые отношения с гаджетами, а других наоборот учит обману, ведь для современных подростков обойти любую блокировку не проблема. А уж чтение переписок и просмотр истории браузера способны полностью разрушить доверие в семье. Манипулировать доступом в интернет в системе поощрений и наказаний тоже не очень правильно.
Получается конфликт, конфронтация с родителями, портятся отношения, подросток начинает назло маме еще больше в телефоне сидеть. И такой вот замкнутый круг, из которого выходить с помощью специалистов приходится.
Дмитрий Панасюк, психолог-консультант
Как говорится, не можешь победить — возглавь. Специалисты сходятся во мнении, что роль взрослого здесь аналогична роли проводника: именно опытный наставник должен направлять ребенка в освоении мира, включая и виртуальное пространство. В современной российской школе сейчас пробуют найти баланс и извлечь из современных технологий только лучшее. С этого года вступили в силу изменения в федеральный закон об образовании. Теперь школьникам запрещено использовать смартфоны на уроках, но вот другие гаджеты — интерактивные доски, ноутбуки и планшеты — сами учителя активно интегрируют в образовательный процесс.
Я использую гаджеты на уроках математики. Так, например, решая задачу, мы вбиваем ее в нейросеть и смотрим на те решения, которые предлагает нам она. Далее мы анализируем, сопоставляем, и бывает даже, что появляются неточности. Мы с ребятами рассуждаем, почему так произошло, и приходим к правильным выводам.
Виктория Арбузова, учитель математики МБОУ СОШ №6 г. Сосновый Бор
Дети и подростки, как бы они сами это ни отрицали, копируют поведение своих родителей. Это касается и использования гаджетов. Поэтому, если ребенок часто «залипает» в сети или использует ноутбук, подаренный для учебы, чтобы играть целыми днями в игры, стоит задуматься, а давно ли вы сами искали в интернете информацию о глубинах космоса или тоже предпочитаете только развлекательный контент? Готовы ли вы провести с ребенком открытую беседу о цифровой гигиене или зависимости от игр, на своем примере показать ему светлую сторону гаджетов? Если да, то у вас получится сформировать отношение к ним как к средству, а не цели.
