Бой с «тенью»: в России сообщают о рекордном снижении нелегального товарооборота. Так ли это на самом деле?
Этот спад только в радость. За пять лет объем нелегальных товаров в России снизился почти в три раза. Липовой парфюмерии стало меньше аж на 82%, табака — на 56%, обуви и одежды — примерно на треть и так далее.
И всё, как сообщают, благодаря госсистеме маркировки товаров «Честный знак». Он сейчас, к слову, охватывает 27 товарных групп, а в самой системе почти 900 тысяч компаний. Ну, а продажи просроченных молочных товаров сократились в 41 раз. Плюс приложение скачали уже 28 миллионов человек. Словом, за такими показателями вроде как скрываются одни плюсы. Да и число отравлений пищевыми продуктами, согласно данным Роспотребнадзора, из года в год всё меньше и меньше. Конечно, отчасти это заслуга контроля качества. Но всё ли так с ним гладко и безоблачно?
Сама эта система достаточно дорогостоящая, и переложить ее полностью на покупателей не всегда получается. Компании, которые обязаны по закону применять соответствующие системы, за свой счет вынуждены проводить определенные мероприятия по подключению к этой системе. И вот это является неким препятствием, потому что компании, как вы понимаете, за свой счет будут это делать как можно медленнее, откладывать до последнего, пока уже закон не обяжет их это делать. Вместе с тем надо подчеркнуть, что на рынке в связи с политикой в том числе параллельного импорта всё равно попадает достаточное количество товаров, которые не соответствуют ни производителям, ни заявленным каким-то характеристикам.
Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ
И вот мы добрались до темы, мимо которой, говоря о качестве, ну никак не пройдешь. И имя ей — маркетплейсы. Точнее, то, что через них заказывают. Дело, например, дошло до того, что с 1 сентября этого года планируется запретить продажу через маркетплейсы всех БАДов, у которых нет госрегистрации. И не просто так, ведь только в прошлом году Роскачество сообщало: нашли аж более четырех сотен биологически активных добавок с запрещенными веществами. И именно на маркетплейсах. Про липовые кеды и платья да пиджаки, которые красивые только на картинках, вообще молчим. Конечно, порой хочется, чтобы появился закон в духе «с первого числа такого-то месяца все маркетплейсы объявляются такими же предприятиями розничной торговли, что и супер- и гипермаркеты и иже с ними». Мол, давайте пусть все будут наравне. Чтобы спрос был одинаковый. А то пока получается, что маркетплейсы — совершенно нерегулируемая сфера.
Да, наверное, на какое-то время количество этого контрафакта уменьшится, наверное, резко в первое время, особенно если действительно начнутся какие-то зверские проверки и штрафы. Но ценой этого будет резкое торможение развития этой сферы, возможно, банкротство каких-то предприятий, закрытие пунктов выдачи, опять-таки рост цен.
Игорь Березин, президент некоммерческого партнерства «Гильдия Маркетологов»
Кстати, если уж совсем честно о «Честном знаке», то эксперты заявляют: и там есть контрафактная продукция. Например, сливочное масло. Согласно исследованиям организации «Общественный контроль», проверили 13 образцов вышеупомянутого продукта с маркировкой ГОСТ. В итоге в них обнаружили растительно-жировой спред, в котором молочного жира либо не было вовсе, либо было крайне мало. И ведь речь не только о сливочном масле. Проще говоря, получается, что еще не наступили времена, когда можно сказать: супермаркеты и их товары — это вам не маркетплейсы с их заказами, порой напоминающими русскую рулетку. Причем инструменты для борьбы с контрафактом, по словам экспертов, есть. Можно уже прямо сейчас эффективно блокировать подделки. Но инструмент по каким-то причинам якобы работает вполсилы.
Чисто технически сама система может блокировать такие товары на кассах, но для этого необходимо Министерству экономического развития принять определенные решения в виде распоряжения или постановления, провести их через Правительство. И тогда вот эта блокировка будет иметь место. Пока решение не принято о блокировке, фальсификат под видом «Честного знака», под видом ГОСТа спокойно реализуется на прилавках торговых сетей.
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»
Тем временем с 1 мая в России начался первый этап маркировки бакалейной продукции. На первом этапе — чипсы, другие снеки, а также бытовая химия. И всё это в том числе продолжают заказывать на маркетплейсах, поскольку там порой дешевле аж в четыре раза.