20 ноября 1941 по льду Ладожского озера прошел первый обоз с продовольствием
13 ноября Совет обороны Ленинградского фронта принял решение о строительстве ледовой трассы. Тогда же с бухты Осиновец прибыли наши гидрографы, которые начали изучать ледовую обстановку.
Учитывая то, что машины проваливались, наши гидрологи изобрели прибор — прогибограф, чтобы определить момент затухания колебаний льда. Груз опускался на дно через лунку, и карандашик начинал рисовать диаграмму. Когда движения карандаша замедляются — это и является моментом затухания. В зависимости от этого определяли расстояние между машинами и скорость самой машины.
Когда работала активно ледовая трасса, то есть до навигации, машины шли в Кобону, перевозили людей, высаживали на станции. Как рассказывали мои родственники, мама, родная тетя, бабушка, всех уложили, накрыли фуфайками, матрасами, брезентом затянули, чтобы не посекло осколками — детей берегли, людей берегли.
За короткий период, день-два, проложили две узкоколейки по 400 метров, там находились вагонетки электрифицированные, на аккумуляторах. Как у меня родители вспоминают, привезли их на машине к этим вагонеткам, пересадили туда, кнопку нажали, и вагонетка доставляла людей на станцию. Людей пересаживали в пассажирские, товарные вагоны и отправляли на большую землю.
Во время работы ледовой трассы, кроме того что ходили полуторки, работали еще на Ленинград другие средства нашего вооружения. Даже гражданские буеристы, которые были переведены на военную основу. Эти буеристы перевозили людей, продукты питания, брали по три мешка буквально. Скорость у них была приличная. Немецкие летчики за ними гонялись, но неизвестно ни одного случая, когда погиб буер на Ладоге.
Кроме буеров, были аэросанные батальоны — это наше изобретение, российское. Они были очень хорошо вооружены, совершали разведку и охраняли ледовую трассу.
Один из экспонатов музея — это реактивный снаряд Ванюша, который выпускала оборонная промышленность Ленинграда. Эти снаряды до шести штук ставили в деревянные ящики, и громадные болванки эти улетали на немецкую территорию. Иногда они улетали вместе с этим громадным ящиком. Немцы говорили, что русские начали уже сараями кидаться.
Кобону по праву называют столицей Дороги жизни. Жизнь была в Кобоне в виде боеприпасов, снарядов, хлеба, продуктов питания, медикаментов — всего самого необходимого, что требовалось Ленинграду. А смерть — смерть умирала на разорванном кольце.
Александр Дмитриев, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни».