26 октября, 17:09

Водители против пешеходов: какие правила дорожного движения действуют во дворе

Понятия «двор» в правилах дорожного движения нет, но само движение во дворах есть, и еще какое. Водители и пешеходы то и дело выясняют отношения на узких асфальтовых дорожках. Недавно в Сосновом Бору дошло до вызова полицейских.

Корреспондент Виталий Зуев расспросил экспертов, которые поддержали одну сторону, а вот местные документы - говорят в пользу другой.


Из-за дорожки на улице Молодежная в Сосновом Бору водители и пешеходы сошлись в ожесточенных спорах в местном паблике. Одни говорят: тротуар, и машинам тут делать нечего, другие - проезд, а гулять можно и других местах. Подобная неразбериха не редкость в любом городе.


Иду чувствую, что сзади едет машина я приостановилась, начали говорить, что мы должны их пропустить на машине. Ну я перегородила дорогу сфотографировала вызвала наряд ГИБДД приехали они спустя минут 40, наверное. Суть в том, что у меня дети там ходят у когда я не могу их там встретить у меня тоже есть переживания.

Ирина Едиханова, жительница Соснового Бора


На первый взгляд, нормальный широкий сосновоборский тротуар — даже урна стоит. Но Ирина утверждает, что полицейские ей заявили: ездить можно, разбираться не будем, но бывает и наоборот.


У меня знакомого там штрафанули за то, что он там проехался. С самого детства это всегда была тротуарная дорога, машины там никогда не ездили.

Ирина Едиханова, жительница Соснового Бора


Вообще в жилой зоне, на въезде в эти дворы есть такой знак, у пешеходов преимущество, но это не значит, что они могут останавливать машины. С другой стороны, ездить по тротуарам нельзя. 

Оценив сосновоборский тротуар-проезд по внешнему виду, двое из трех опрошенных экспертов сказали, что он для машин.


Дорога всегда ниже тротуара. В данном случае, вместо тротуара с двух сторон газоны.

Денис Шубин, автоэксперт


Если водитель смог оказаться во дворе не преодолевая каких-то сочленений разноуровневых, когда есть, например, бортовой камень, по идее, он вправе воспринимать этот участок поверхности земли заасфальтированный как проезжую часть, и двигаться по нему можно.

Дмитрий Попов, автоэксперт


Мы отправили запрос в региональное управление ГИБДД, чтобы прояснить ситуацию. В каждом конкретном случае это могут сделать и местные власти.


Для этого есть градостроительные планы, так называемые красные линии, которые показывают, где какая территория, какой у нее статус и в общем-то режим использования.

Святослав Данилов, руководитель общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО"


Мы так и сделали. И получили официальный ответ от администрации Соснового Бора - спорная дорожка вдоль первого дома это тротуар. Так что даже экспертов внешний вид может запутать. А вообще - во дворах свое Дикое поле. 


Говорится, что движение в дворовых территориях регламентируется в основном ПДД, но конкретно какие пункты правил можно применить во дворах, а какие нельзя акцента на эту тему не сделано, в связи с чем возникает много вопросов. Понятно, что правила проезда перекрестков во дворах не применимы.

Дмитрий Попов, автоэксперт


На пересечениях без знаков в реальности действует одно правило - помеха справа. Но кто-то по инерции верит, что широкий проезд главнее.

Ширина асфальта может ввести в заблуждение, это казалось бы проезд во дворе рядом со школой — на самом деле -  и знаки намекают это улица — улица Опочинина в Санкт-Петербурге и вряд ли кто-то будет мчать здесь 40 километров в час и карта подтверждает — здесь еще и двустороннее движение.

Еще больше странностей при встречном разъезде: вроде бы все понятно, у кого препятствие тот и уступает. На практике хаос. 


В этом плане у нас, конечно, творится полный бардак по-другому не назовешь, особенно в районах, где внутри находятся детские сады и школы, утром идет массовый подвоз родителями детей в школу. Тот, кто с утра попал в такой двор и не знает обычаев рискует попасть в серьезный конфликт, потому что вырабатывается уже алгоритм движения родительских автомобилей по кругу, скажем так.

Денис Шубин, автоэксперт


В общем прав, но не проедешь. Такси на аварийке и службы доставки тоже могут спровоцировать конфликт. А если местные жители возьмутся наводить порядки системно, ставить знаки, к примеру, там, где хотят гулять, а не ездить, то рискуют погрузиться в юридические разборки. 


Как собственники этой территории или управляющая компания, они могут, конечно, заставить весь двор дородными знаками попытаться добиться исполнения каких-то требований, но сомневаюсь я, что ГИБДД приедет администрировать нарушения  касающихся применения знаков пешеходная зона или пешеходная дорожка. По общему согласованию ТСЖ или жильцов я бы использовал малые архитектурные формы, вазоны, полусферы.

Дмитрий Попов, автоэксперт


По закону, говорят эксперты, инспекторы могут не приехать во двор и на ДТП, если нет пострадавших. Что говорить про какие-то знаки.

Получается пока довольно неприглядная картина: дворы, которые в основном не приспособлены к массовому использованию автомобилей, пешеходы и водители, которые, кажется, только и ждут, чтобы вступить в дорожный конфликт и, самое главное, правовая черная дыра практически в каждом дворе. В любом случае придется договариваться - или на муниципальном уровне или, как чаще происходит, друг с другом.